SoyaNews: Бекки, расскажите немного о компании Mosa Meat. Как возникла идея ее создания, какова ваша главная цель?
Бекки Колдер-Флинн: Идея создать Mosa Meat принадлежит нашему основателю – профессору Марку Посту, который хотел найти новый способ производства «настоящего» мяса и накормить им быстрорастущее население планеты. При этом способ должен быть экологически безопасным и не оказывать неблагоприятного воздействия на животных, а получаемый продукт – полезным для здоровья. Так в 2013 году он изобрел первый в мире гамбургер из культивируемого мяса, а вслед за этим была создана целая компания для того, чтобы выпустить на рынок культивируемое мясо (также известное как «чистое» мясо) и сделать его доступным каждому.
Мы уверены, что наши продукты коренным образом изменят мясную индустрию, так как их производство позволит, во-первых, сократить колоссальное негативное воздействие на экологию, что неизбежно в «традиционном» животноводстве; во-вторых, избавить производителей и потребителей мяса от тревог, связанных с благополучием животных; а в-третьих, стать более эффективными в производстве продуктов питания, которые требуют меньше ресурсов и оставляют меньше отходов. Только задумайтесь над тем, насколько большая часть животного, которое мы сегодня выращиваем, нам по сути не нужна!
SN: Как у вас продвигаются дела, когда вы рассчитываете выйти на рынок?
Б.К-Ф.: Пока все идет по задуманному плану: наша цель – выйти на рынок в 2021 году. Это значит, что уже к 2024 году продукция Mosa Meat появится на полках супермаркетов. Все это время мы будем информировать потребителей о преимуществах культивируемого мяса. Мы хотим в корне изменить способ производства мяса, и мы думаем, что через пять лет эта миссия станет реальностью.
Главный научный сотрудник Mosa Meat Марк Пост – ученый, который стоит за созданием первого в мире гамбургера без убоя и известен как «отец культивируемого мяса». В 2006 году профессор Пост загорелся идеей создания культивируемого мяса и поставил перед собой задачу изменить привычный способ производства мяса. В 2013 году в Лондоне он впервые представил свое изобретение и по сей день работает над его оптимизацией.
Источник фото: Mosa Meat
SN: Почему так важно изменить способ производства мяса?
Б.К-Ф.: Мы считаем, что это важно и необходимо по двум причинам. Культивируемое мясо поможет справиться с приближающимся продовольственным кризисом, а также станет важным фактором в борьбе с изменением климата. По прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), к 2050 году потребность в мясе вырастет на 70%, а существующие способы его производства не устойчивы. Если мы хотим продолжать есть мясо, нам нужны более эффективные способы его производства.
Кроме того, животноводство вносит существенный вклад в глобальное потепление, так как скот производит метан – газ, создающий парниковый эффект. Он в 20-30 раз мощнее углекислого газа, если говорить о способности удерживать тепло. Ожидается, что при производстве культивируемого мяса выбросы газов, вызывающих тепличный эффект, сократятся на 96% - и это позволит нам избежать катастрофических последствий для климата.
SN: Не последний вопрос, интересующий потенциального потребителя: на какую цену вашего продукта мы можем рассчитывать?
Б.К-Ф.: Как и со всеми технологиями, исходная цена на новый продукт обычно очень высока – до тех пор, пока он не стал доступным и не начал приносить прибыль, а процесс его производства не стал эффективным. Как только продукт поступает в продажу, его цена начинает падать, чтобы конкурировать с другими продуктами и соответствовать потребностям потребителей.
Сейчас наша компания расширяется, чтобы впоследствии быстро и эффективно производить большие объемы продукта, ведь чем масштабнее производство, тем ниже стоимость. Мы рассчитываем, что коммерциализация позволит сократить цену на бургер с 250 тысяч евро (именно во столько обошлось производство первого лабораторного бургера) до 9 евро.
SN: Но это все еще дороже «обычного» мяса.
Б.К-Ф.: Да, «обычный» гамбургер в супермаркете сегодня стоит около 1 евро, и мы ожидаем, что дальнейшее повышение эффективности нашего производства позволит нам снизить цену до этого уровня уже в ближайшее десятилетие, а потом…
SN: Хотите сказать, это не предел?
Б.К-Ф.: В конечном счете культивируемое мясо должно стать дешевле «традиционного», учитывая то, что его производство более эффективно. В частности, при его производстве отсутствуют затраты на выращивание, транспортировку, забой и переработку большого количества скота: нам необходимо очень небольшое количество животных для образцов клеток. Например, из одного образца клеток можно создать до 10 тонн культивируемого мяса. По нашим подсчетам, нам понадобится лишь 150 коров, чтобы удовлетворить сегодняшнюю мировую потребность в мясе.
Кроме того, при производстве культивируемого мяса затраты на антибиотики и корма, а также содержание земель существенно снижаются, ведь количество необходимых донорских животных очень мало. Также, производя культивируемое мясо, мы можем создать столько мяса, сколько необходимо, без каких-либо потерь, тогда как в случае с «традиционным» мясом используются лишь определенные части животного, а остальные выбрасываются – а это дополнительные затраты.
Гамбургер Mosa Meat
Источник фото: Mosa Meat
SN: Звучит обнадеживающе. Но как вы заставите потребителя перейти на ваш продукт, ведь изменить собственные пищевые привычки не так просто?
Б.К-Ф.: Вначале культивируемое мясо, возможно, будет оставаться нишевым продуктом. Его будут покупать в первую очередь те, кто хочет потреблять этичное, экологически чистое мясо. Но как только потребители поймут, что то, что мы производим – это то же самое, что они всегда ели, просто созданное вне животного, мы уверены, что это станет нормой для отрасли.
SN: Как вам кажется, сколько потребителей перейдет на вашу сторону?
Б.К-Ф.: Мы рассчитываем, что к 2024 году менее 40% потребляемого мяса будет происходить от мертвых животных. По мере того, как вопросы, касающиеся окружающей среды, здоровья и благополучия животных, будут становиться все более значимыми для общества, а цены начнут снижаться, все больше потребителей будут менять свою точку зрения.
О перспективах для окружающей среды я уже говорила. Что касается здоровья, тут тоже много преимуществ: наше производство полностью стерильно, у нас нет необходимости использовать антибиотики или противогрибковые препараты, чего не скажешь о фермах: чтобы поддерживать здоровье животных на переполненных откормочных площадках, им регулярно дают антибиотики и противогрибковые препараты. Культивируемое мясо будет производиться в стерильных условиях, что сокращает риск бактериального заражения и заболеваний пищевого происхождения. И это будет следующим фактором, с которым мы обратимся к потребителю.
SN: Но ведь это окажет огромное влияние на современное животноводство. Рынки значительно сократятся, и много людей останется без работы.
Б.К-Ф.: Это сложный вопрос – его масштаб гораздо шире той области, в которой работает Mosa Meat. Кроме того, есть и другие компании, занимающиеся культивируемым мясом.
Мы полагаем, что уже к 2024 году мировой рынок мяса сильно сократится или станет другим. Если потребление культивируемого мяса приобретет массовый характер, это изменит структуру мясного рынка, а также вытеснит некоторые сельскохозяйственные профессии. Это не произойдет мгновенно, будет какой-то транзитный период… К счастью, занятые в животноводческой отрасли люди смогут найти себе применение в производстве культивируемого мяса: например, те, кто занимается производством кормов, смогут производить корма для клеток, а это направление станет новым большим рынком.