Расскажите о ЧП «НССФ «Соевый Век». Где, когда и кем она была основана. Каковы основные направления деятельности.
ЧП «Научная селекционно-семеноводческая фирма «Соевый Век» организована в г.Кировоград, Украина, 30 ноября 2001г., ее основателем и бессменным руководителем является Руслан Монич. Количество созданных фирмой высококачественных сортов сои, позволяет говорить о «Соевом Веке», как о лидере среди европейских селекционных компаний. Основные направления деятельности – а).создание сортов сои, которые бы полностью соответствовали требованиям с/х производителей и переработчиков; б).производство высококачественных семян сортов, созданных в фирме; в).совершенствование сортовой агротехники.
Какие сорта созданы фирмой? Каковы их конкурентные преимущества и в чем отличия от иных сортов? Каковы их потребительские характеристики?
Первым значимым результатом плодотворной работы селекционеров «Соевого Века» стал скороспелый сорт «Аннушка», зарегистрированный в России в 2008 году. В 2009 году сорт «Аннушка» был внесен в государственный реестр Беларуси, Молдовы и Европейский реестр. За этот короткий период сорт «Аннушка» стал одним из самых популярных сортов у с/х производителей европейской части России, которые оценили его практические преимущества перед иными сортами. Короткий, порядка 90 дней, срок вегетации делает его поистине универсальным, вне зависимости от региона использования. Повышенное количество бобов на растении и непосредственно самих семян в бобе (более 40% 4-х семенных), в совокупности с высоким потенциалом урожайности, продуктивности и отсутствием фактора опадения бобов – вот далеко не полный перечень факторов, которые обеспечили стремительное распространение и большой спрос на семена сои сорта «Аннушка».
Вместе с тем, «Соевый век» не почивал на лаврах, продолжая заниматься селекцией, и создавая новые сорта сои. Эта работа не прекращалась ни на один день. Мы ежегодно проводим в Кировограде мероприятие «День поля», на которое приезжают специалисты из стран СНГ и ЕС, чтобы ознакомиться с новыми разработками «Соевого века». Начиная со следующего года, «Соевый век» начнет предлагать российским с/х производителям новые сорта сои, которые отлично зарекомендовали себя на украинском рынке. Это будут высокопродуктивные, устойчивые к засухе сорта сои, обеспечивающие высокую урожайность при минимальном вегетационном периоде.
Новые высокопродуктивные сорта сои – это именно то, что, несомненно, интересует российских производителей сои, чья продукция не всегда соответствует требованиям переработчиков по показателям содержания белка.
Эта проблема, безусловно, существует, от чего переработчики зачастую предпочитают импортировать соевые бобы, которые, в отличие от российских сортов сои, обладают более мощной массой протеина. Новые сорта сои, Анастасия (вегетационный период 87-95 дней) и Билявка (в.п. 78-80 дней), предлагаемые нами российскому рынку в следующем году – это возможность получить урожай с высоким содержанием протеина в августе и успешно реализовать его. Мы уверены, что сумеем ежегодно заинтересовывать российских производителей сои новыми, еще более совершенными сортами сои, благо для этого имеются все возможности – сортоиспытания в России проходят еще несколько сортов сои селекции «Соевого Века».
Какие именно?
От ранних, таких как Альянс (в.п. 89 дней), до раннеспелых и среднеспелых – Мавка (в.п. 100 дней), Атланта (в.п. 115-120 дней), Смуглянка (118-124 дня). Все сорта являются высокоурожайными, обладают повышенным содержанием белка. Их появление на российском рынке – вопрос времени.
А насколько вообще возможно использование украинских семян в России?
Вряд ли уместно говорить об «украинских семенах». Да, это семена украинской селекции, но фактически они производятся в России. На сегодняшний день мы осуществляем в России не только производство семян элиты, но и супер элиты. Очень успешно в этом направлении осуществляет свою деятельность ИП Бедненко А.А, несколько лет работающий с сортами сои селекции «Соевого Века». Я бы назвал его российским лидером в деле цивилизованного использования охраняемых сортов сои (не только нашей селекции). Андрей Алексеевич имеет не только понимание в юридической обоснованности требований патентообладателей сортов, но и, самое главное, незыблемо следует им. Полагаю, что будущее российского цивилизованного рынка именно в таких производителях, у которых можно не только уверенно приобретать семена с гарантированным качеством, но и быть уверенным в консультационной поддержке и помощи.
Насколько сложно продвигать собственные сорта на рынке? Каковы основные препятствия?
По моему мнению, в России сколь-нибудь значимой конкуренции сортов различных селекций практически не существует, ее заменила конкуренция цен – а это троянский конь. Последствия такой конкуренции – низкая урожайность и неудовлетворительное качество используемых и выращенных семян. По крайней мере, наша фирма острой конкуренции со стороны других сортов пока не ощущает. «Соевый Век» занимает нишу ранних сортов, занимает ее уверенно.
В отношении сорта «Аннушка» - это тот самый случай, когда слава бежит далеко впереди паровоза. Но это не означает, что нет общих проблем для всех селекционеров. На мой взгляд, в России существует серьезнейшая проблема в деле использования охраняемых сортов. При этом ГК РФ нарушается повсеместно, чему немало способствуют безразличие структур ФГУ «Россельхозцентр», обязанных контролировать соблюдение прав патентообладателей (они же селекционеры), равнодушие самих патентообладателей и негласный сговор производителей и контролирующих структур в отношении трактовки ст.1422 ГК РФ, касающейся использования охраняемых сортов.
Вторая серьезная проблема – это серые потоки украинской товарной сои, которая затем документально превращается в семена невнятных репродукций и сортов. Эти потоки ежегодно наносят серьезнейший урон российским производителям, которые зачастую руководствуются при покупке семян лишь одним фактором – фактором цены без учета качественных характеристик самих семян. Эти проблемы являются предметом большого и серьезного разговора, который вряд ли впишется в формат нашей сегодняшней беседы.
Что является основной угрозой для вашего бизнеса? Нежелание с/х производителей оплачивать лицензионные платежи, конкуренция со стороны европейских сортов, особенности госрегулирования, импорт соевых бобов и шрота?
Скорее не угроза, а проблемные факторы, а они у селекционных предприятий общие – недостаток финансирования, затрудняющий развитие селекции. Основным фактором, тормозящим развитие российского семеноводства в целом, да и не только российского (схожая ситуация во всех странах СНГ) – полное игнорирование положений гражданского кодекса в отношении использования охраняемых сортов.
Размах нарушений таков, что впору говорить о правовой катастрофе и начинать учить правовым основам всех – контролирующие органы, с/х производителей, патентовладельцев/селекционеров. Нам всем пора осознать, что без лицензионных выплат семеноводство полноценно развиваться не может. Нет выплат – нет развития науки. Не будет развития отечественной селекции – будем все больше использовать иностранные сорта и наращивать импорт бобов и соевого шрота.
Ваша компания активно работает не только в странах СНГ, но и в ЕС. Какие различия Вы наблюдаете и в чем их особенности?
Наблюдая положение дел в семеноводстве России нельзя избавиться от двойственности ощущений. Замечательно, что селекция существует, что есть новые сорта. Замечательно, что есть возможность обеспечить их правовую защиту посредством патента, получить лицензионные выплаты и обеспечить тем самым дальнейшую научную работу. Однако в отстаивании своих законных интересов селекционеры фактически предоставлены самим себе. Ладно бы только были предоставлены, в конце концов, мы все знаем – чьих рук дело спасение утопающих. Но мы сами, своим равнодушием, способствуем беззаконному использованию наших сортов, позволяя использовать их с грубейшими нарушениями ГК РФ. Мы все хорошо знаем, что с 01.01.2008г. охрана селекционных достижений осуществляется в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса РФ. Вольная трактовка положений ГК привела к правовым заблуждениям не только среди производителей, патентообладателей, но и на уровне контролирующих структур, в первую очередь филиалов «Россельхозцентра», обязанных обеспечить соблюдение прав патентообладателей.
Вы хотите сказать, что филиалы ФГУ «Россельхозцентра» осуществляют свою работу в разрез с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации?
Я бы сказал, что они потворствуют нарушениям сельхозпроизводителей, которые в качестве аргументации отказа заключить лицензионный договор и уплатить лицензионные платежи используют искаженное толкование положений ст.1422 ГК. При этом используется 2 аргумента:
1.«мы сеем для себя – для внутрихозяйственного использования, а не для продажи, а потому нам лицензионный договор не требуется»
Действительно, ГК позволяет использовать охраняемый сорт для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли/дохода. Но ведь хозяйством под внутрихозяйственным использованием понимается продовольственная и фуражная продукция, используемая хозяйством в иных формах собственной предпринимательской деятельности – на корм скоту, в качестве сырья для производства продуктов питания и т.п. Таким образом, полученный урожай непосредственно участвует в процессе предпринимательской деятельности хозяйства и формировании прибыли, выступая в качестве средства для ее достижения. Такой способ внутрихозяйственного кредитования является коммерческим использованием сорта, и, соответственно, подлежит оформлению лицензионным договором.
2.«мы можем в течение 2-х лет сеять без права продажи и без лицензионного договора».
Действительно, ГК дает право использовать растительный материал, полученный в хозяйстве, в течение 2-х лет в качестве семян для выращивания на территории этого хозяйства. В этой, т.н. называемой «льготе фермера» есть 3 очень важных «но», которые на практике зачастую не берутся в расчет:
- используемый растительный материал должен быть выращен на территории хозяйства
- хозяйство может осуществлять воспроизводство (размножение) семян сорта исключительно в целях создания достаточного их запаса для осуществления их последующего масштабного производства
- если получаемые в указанный временной период семена будут использованы для других целей, то «льгота фермера» автоматически прекращает свое действие, независимо от того – истек или не истек, предусмотренный для нее срок. Любое использование сорта – мена, передача на реализацию; использование в качестве сырья для производства другой продукции, производимой хозяйством либо его контрагентами; погашение задолженности хозяйства путем передачи в счёт долга семян или продукции, полученной из них и т.д. – требует заключения лицензионного договора.
Тяжело винить хозяйства, стремящихся избежать бремени выплаты лицензионных платежей.
Подобное положение дел приводит не только к бесконтрольному использованию охраняемых селекционных достижений, но и наносит финансовый урон самим хозяйствам.
Каким образом?
Яркий пример – это серые потоки семян сорта «Аннушка» РС3 и РС4 из Украины, оформленных документально, как товарная соя, и превращающихся затем в семена РС1 и РС2 иных сортов. Кстати, это один из ответов – почему урожайность находится на не удовлетворительном уровне. Вместо того чтобы купить семена у оригинатора или легального производителя РС1, уплатить роялти и несколько лет получать приличный урожай – хозяйства, так сказать, экономят, теряя в итоге на урожайности несопоставимо больше, чем объем лицензионного платежа. И это в большей степени касается крупных агрокомпаний и холдингов, в которых решение принимают на высоком уровне, руководствуясь исключительно уровнем цены.
Каждый из нас стремится купить товар подешевле.
Да, вы сегодня приобрели семена по минимальной цене, сэкономив, предположим 10 тысяч рублей на тонне. Казалось бы, очень даже неплохо и можно с вожделением потирать руки. Однако вы уже проиграли, проиграли еще до посева. Тонна качественных семян от оригинатора или от официального производителя принесет минимальный гарантированный урожай примерно 11-15 тонн. Это минимально-реальные показатели урожая, полученные не только в разных регионах, но и странах. Используя фальсификат неизвестной репродукции и, возможно, неизвестного сорта, вы получите от каждой тонны приобретенных семян, в лучшем случае 7-11 тонн урожая. Другими словами, уже при покупке вы потеряли на каждой тонне семян 4 тонны будущего урожая.
Сопоставьте, сэкономленные на каждой тонне закупленных семян 10 тысяч рублей и цену упущенных 4-х тонн урожая. Ваш упущенный доход на каждой (!) тонне приобретенных семян составит 100 тысяч рублей. Последующий посев приведет к еще большим потерям. Смешно сетовать на низкую урожайность, когда во главу угла ставится подобная «экономия».
Цифры звучат убедительно, вместе с тем у Вас есть конкретные примеры?
Разумеется. Крупный российский агрохолдинг приобрел в нынешнем году для своих хозяйств более двух сотен семян известного сорта, оказавшихся в итоге сортовой смесью. Сейчас у них на полях натуральная страшилка – Голливуд отдыхает, и я бы не рекомендовал специалистам видеть сие зрелище. Скажу так, если кого-то устраивает работать с семенными отбросами и получать бросовый урожай – это его горе, как говорится, каждый из нас – сам кузнец своего несчастья. Обман самого себя – самая трудно раскрываемая ложь.
Банальный русский вопрос – что делать?
Вопрос банален, но в то же время риторичен. Отчего прозябает селекция в России, Украине, Беларуси, Казахстане? Отчего схожие проблемы не встают в ЕС, где тоже, кстати, не все благополучно с достаточным финансированием. Оттого, что там отработана процедура уплаты лицензионных платежей. Более того, существуют структуры, получающие свой процент от них за услугу отслеживания использования запатентованных сортов. Полагаю, что вопиющие нарушения ГК РФ и прав патентообладателей беспокоят не только нас.
Уверен, что в отстаивании своих интересов нам всем попросту не хватает решительности. Нам, патентообладателям, необходимо объединить наши силы и добиться выполнения положений ГК РФ в том смысле, в каком они изложены в гражданском кодексе. Недопустимо с неуважением относиться к плодам своей работы, селекционные предприятия обязаны требовать неукоснительного соблюдения своих патентных прав. Иначе никакое самое решительное из всех решительных решений Минсельхоза в отношении развития селекции и семеноводства в России не продвинется дальше решения.
Не эффективное развитие отечественной селекции напрямую скажется в завтрашнем дне на производителе, поскольку без использования передовых сортов, позволяющих получать достойный урожай и снизить риски неурожая, - конкурировать с импортируемыми бобами и шротом будет тяжелее с каждым годом.