Ветеринарный щит России

Олег Алдошин, заместитель Министра сельского хозяйства РФ

Олег Алдошин, заместитель Министра сельского хозяйства РФ

 
Сегодня возрастают риски, которые связаны с перемещением продукции, возрастает ответственность, которая ложится на контролирующие органы, и ответственность, которая стоит перед каждым ветеринаром и в принципе перед бизнесом, который занимается соответствующей деятельностью. Поэтому в условиях либерализации экономики, в условиях непростой эпизоотической ситуации как правительство и федеральные органы видят свою задачу в повышении эффективности работы отечественной государственной ветеринарной службы, чтобы эта служба была в состоянии обеспечить эпизодическое благополучие нашей территории, способствовала снижению рисков, связанных с заносом болезней животных, в том числе и с импортируемой продукцией.

Необходимо решить эту задачу для стабильного развития нашего отечественного животноводства. Задача приоритетная, так как связана напрямую с обеспечением продовольственной безопасности. Она связана и с защитой отечественных потребителей от некачественного и небезопасного сырья и продовольствия. И еще одна ключевая задача, которая стоит перед федеральными органами и правительством, - это совершенствование нормативно-правовой базы, совершенствование тех законов, порядков, правил, которые  действуют сейчас в ветеринарии. К сожалению, многие документы устарели, необходимо коренным образом обновлять все наши ветеринарные правила, прежде всего, это касается закона о ветеринарии.

К сожалению, могу только констатировать и повторить, что данный ключевой закон, документ, который в комплексе призван решать те задачи, о которых я говорил, находится на очередном этапе согласования. Ключевые моменты, концепция законопроекта и почему так остро и долго проходят дискуссии вокруг этого документа? Основной вопрос, который подлежит урегулированию, это вопрос, связанный с системой государственных органов, которые реализуют соответствующие функции, и с их полномочиями. Здесь преобладают два крайне противоположных подхода создания этой системы: один подход заключается в том, чтобы в принципе все полномочия, которые касаются ветеринарии, передать на уровень субъектов, другой подход сводится к созданию единой федеральной службы с передачей всех полномочий на федеральный уровень, в том числе и в отношении всей продуктовой цепочки. То есть создание единого органа, который должен контролировать все от этапа производства, переработки до реализации готовой продукции конечному потребителю.

Дискуссии проходят очень остро, это и является одной из причин, по которой этот законопроект до сих пор не  внесен в Государственную Думу. Сейчас преобладает компромиссный подход к этому вопросу. Законопроект предусматривает двухуровневую систему государственных органов, когда часть полномочий в сфере ветеринарии передается на уровень субъекта. Это полномочия, связанные с установлением и отменой ограничительных мероприятий и карантина, вопросы проведения мониторинга эпизодической ситуации и мониторинга безопасности продукции, которая обращается на территории субъекта и осуществление государственного ветеринарного контроля. В качестве собственных полномочий концепция предполагается организация предоставления ветеринарных услуг, организация проведения эпизодических мероприятий и изъятие животных в случае проникновения очагов особо опасных болезней. На федеральном уровне остаются ключевые полномочия по нормативно-правовому  регулированию, у Россельхознадзора – полномочия по контролю и надзору на границе за всеми операциями, связанными с экспортно-импортными операциями и контроль за полномочиями субъектов, о которых я сказал.

Стараясь компромиссно подойти к решению вопроса, понимаю, что все коренные преобразования связаны, в первую очередь, с серьезными организационными изменениями, мероприятиями и  большими бюджетными расходами. Поэтому в этот ответственный момент, переходный период при адаптации нашей отрасли к условиям работы в рамках ВТО, мы считаем, что подойти к вопросу нужно очень взвешенно, и если мы будем проводить реформы, то будем делать это поступательно.

Также последнее время обсуждается ряд вопросов, которые связаны с ветеринарной сертификацией, прежде всего электронной сертификацией. Ни Россельхознадзор, ни министерство не оспаривают то, что в отношении всех подконтрольных товаров должна быть ветеринарная сертификация, этого никто не оспаривает. Более того, это закреплено конкретным решением правительства, тогда, когда принимался ряд решений, связанных с реформой системы госуправления, реформой контроль надзорных функций и реформой госуслуг. Есть решение о том, что должна быть внедрена система электронной сертификации продукции. Согласно этому решению данное мероприятие должно быть введено после вступления в силу закона о ветеринарии. Принятие закона немного затянулось, поэтому эти процессы идут параллельно. Для этого, прежде всего, нужна и нормативно-правовая база, техническая и материальная оснащенность, готовность наших субъектов.

Те системы, которые подготовлены сейчас Россельхознадзором, несомненно, работают, но работают в рамках тех задач, которые решает Россельхознадзор на своем уровне. Для того чтобы внедрить глобальную систему, которая бы обеспечивала бы и отражение результата ветеринарно-санитарной экспертизы, и результаты лабораторных исследований, и результаты трассировки, то есть объединить тот информационный ресурс, который необходим для эффективного функционирования госветслужбы всех практикующих врачей и всех заинтересованных лиц, в том числе государственных органов, нужна глобальная информационная система. Разработка этой информационной системы и предусмотрена в рамках закона о ветеринарии.
 
Мы идем параллельно, мы пытаемся, не дожидаясь принятия разработать внутренние акты, которые позволили бы хотя бы в экспериментальном порядке внедрить эту информационную систему. Но та система, которая действует в рамках Россельхознадзора, не позволяет ее внедрить в масштабах всей страны. Все-таки, если мы говорим о переходе на электронную систему сертификации, значит, что все грузопотоки подконтрольных товаров будут зависеть от надежности и безопасности этой информационной системы. Если зависнет эта система, значит, зависнет и весь грузопоток. Это большая ответственность, это большие риски и угроза для бизнеса.

Сейчас группа специалистов по указанию министра занимается анализом экспертизы тех информационных ресурсов, которые сделаны Россельхознадзором. В ближайшее время будет принято решение либо об их доработке, либо о создании новой глобальной информационной системы, чтобы она была эффективна и надежна.

Другой вопрос, который последнее время также очень волнует ветеринарную общественность, это стоимость ветеринарных услуг. Ветеринарных услуг, прежде всего, по ветеринарной сертификации и по проведению ветсанэкспертизы. Это те услуги, которые оказывает и Россельхознадзор, и наши субъектовые службы. Поступает много жалоб на дороговизну этих услуг для потребителя. Сразу обращу внимание на то, что на уровне Россельхознадзора плата за эти услуги не взимается, эти услуги оказываются в рамках контрольно-надзорных мероприятий на границе.

Что касается стоимости услуг, которые оказываются субъектовыми службами, то она регулируется региональными нормативными актами. Правительство пытается урегулировать процесс ценообразования, есть соответствующее постановление правительства о том, что в отношении каждой госуслуги должны быть рассчитаны нормативы по себестоимости оказания этих услуг и утверждены тарифы на их оказание. Поэтому, если есть вопросы к стоимости тех госуслуг, которые оказывают госветслужбы на местах, надо в первую очередь разговаривать с руководством этих регионов, либо обращаться в ФАС для того, чтобы проверили, насколько эффективно подготовлены тарифы по этим услугам.

Также хочу обратить внимание, что электронная сертификация решает только частично проблему, связанную с дороговизной этих услуг, потому что стоимость бумажного бланка составляет только часть тех расходов, которые несут ветеринары при выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Несомненно, при ведении электронной сертификации часть этих расходов уйдет, но, я уверен, что бесплатно эти услуги субъекты оказывать не будут, потому что выдача ВСД (ветеринарно-сопроводительных документов – прим. SoyaNews) – это результат того, что в отношении данной подконтрольной продукции была проведена соответствующая ветсанэкспертиза. А ветсанэкспертиза – это отдельное действие, за которое также будут взиматься соответствующие средства.

Как еще один механизм по урегулированию вопроса ценообразования на государственные услуги в законопроекте предусмотрена передача этих услуг лицам, которые пройдут соответствующую государственную аккредитацию. Концепция предусматривает демонополизацию этих услуг государственными службами и включение в этот перечень, в том числе, всех тех лиц, которые пройдут аккредитацию.

Я еще раз обращаю внимание на то, что и государственные ветеринарные врачи, и государственные лаборатории, и частные лаборатории, и частные лица должны будут, согласно концепции законопроекта, пройти соответствующую аттестацию. Они должны подтвердить свою профессиональную подготовку, они должны подтвердить необходимый уровень материально-технического, лабораторного оснащения, подтвердить наличие соответствующей нормативной базы в отношении проведения тех или иных видов лабораторных исследований. Таким образом, если мы расширяем круг тех лиц и организаций, которые будут оказывать ветеринарные услуги, мы рассчитываем на то, что цены на эти виды услуг должны опуститься.

Другой вопрос, который также очень интересует наших производителей и переработчиков – это вопрос, который связан с внесением изменений в наш так называемый 422-й приказ о разграничении полномочий в отношении контроля и надзора за готовой и переработанной продукцией. Было принято решение арбитражного суда о том, что мы должны исполнить предписание ФАС и привести этот документ в соответствие с 1009-м решением правительства, которое предусматривает разграничение полномочий в части контроля за сырьем животного происхождения и за готовой и переработанной продукцией. Мы уже вносили изменения в этот приказ и будем дальше пытаться его изменить. Пытаться, потому что подходы разные, и Министерство юстиции отказывается регистрировать этот приказ.

В соответствии с новым порядком мы уже уведомили соответствующие федеральные органы о том, что мы приступаем к разработке новой редакции этого документа и приглашаем всех для того, чтобы нам направляли соответствующие предложения и замечания по этому документу. Его концепция заключается в следующем: помимо нашего национального законодательства и помимо нашего порядка, который определяет процедуру оформления ветсандокумента, есть еще документ Таможенного союза.

Есть еще и 317-е решение КТС, которое утверждает перечень подконтрольных товаров, в том числе в отношении готовой и переработанной продукции. Есть решение № 870 и решение о вступлении в силу технического регламента безопасности пищевой продукции, и сантехнический регламент о безопасности пищевой продукции, который предусматривает также разграничение данных полномочий. Поэтому в настоящее время нам ничего не остается, как подчиниться закону и привести наши документы в соответствие с теми решениями, которые приняты на уровне Евразийской экономической комиссии. Поэтому концепция этого документа будет проходить в русле приведения в соответствие с теми документами, которые я назвал.

Есть и ряд других вопросов, по которым мы должны принять решения. Но помимо нормативно-правового регулирования, в центре нашего внимания была и, к сожалению, остается очень сложная ситуация с обеспечением благополучия нашей территории по ряду особо опасных болезней, прежде всего, по африканской чуме свиней. 2012 год для нашей страны был очень сложным в этом отношении. Было зарегистрировано 62 очага на территории восьми субъектов Южного, Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Особо тревожит то, что из 62 случаев 5 произошли на крупных промышленных свинокомплексах. Это говорит о том, что проблемы, связанные с повышением уровня биологической безопасности, даже на крупных свинокомплексах присутствует. Собственники и управленцы этих крупных и современных комплексов мало уделяют внимания вопросам повышения биобезопасности, соблюдения элементарных ветеринарно-санитарных требований.

Приказ Министерства сельского хозяйства, который устанавливает уровни компартмента, не дает преференций в части осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, переработкой, оборотом свиноводческой продукции. Этот документ дает классификацию по уровню биологической безопасности, которая может приниматься во внимание соответствующими ветеринарными службами, когда вводятся ограничительные мероприятия, в частности, по АЧС.

Вызывает обеспокоенность ситуация по бруцеллезу, по блютангу, по новой болезни - Шмалленбергу. Появился новый штамм птичьего гриппа. Поэтому мы можем констатировать то, что приходится каждый раз сталкиваться с новыми вызовами для ветеринарного сообщества и для производителей. Бороться с этими вызовами мы можем только сообща, объединив усилия и практикующих ветеринаров, и усилия прикладной фундаментальной науки, и бизнеса, и органов государственной власти. Ключевую роль должна сыграть, все-таки, ветеринарная наука в части разработки новейших методов диагностики, лечения, профилактики болезней животных. С другой стороны, мы признаем, что задача государства должна заключаться, в том числе, в создании необходимых благоприятных условий для развития ветеринарной науки и подготовки высококлассных специалистов.

По материалам выступления на Международном ветеринарном конгрессе 2013 в Москве. Источник - ИА SoyaNews.



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика