Когда зерно уйдет на ценовое дно?

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза

 
Запасы - выше оптимальных. Росстат дал 12,3, что на 1,3 млн т превышает рекомендованные FAO запасы, а потребление еще и переоценено. И это фактор давления на рынок. Это обстоятельство - высокие переходящие запасы - и дало тот чудовищный обрыв и спред между сезонами, неожиданно высокий, хотя именно эти запасы мы прогнозировали год назад здесь, на этой же конференции. Я тогда давал диапазон конечных запасов 11-13 млн т, вот мы к ним и пришли в финале.

Во-вторых, мы какие-то иллюзии питаем относительно того, что у нас плохой урожай, мало зерна, и поэтому мы снижаем темпы экспорта. Уже спад двухмесячного экспорта подтверждает - темпы выше традиционных, и тот прогноз, который я озвучил еще раньше, весной, что в следующем сезоне нам предстоит экспортировать порядка 25 млн т, я не готов его снизить сегодня. И вся ситуация выводит нас на то, что темпы экспорта будут выше, чем те, которые озвучивают сегодня в прогнозах наши аналитики (вокруг двадцатки). Факты говорят о другом. Это тоже фактор внутреннего рынка и фактор ценообразования.

Поэтому когда мы говорим о том, что будет происходить в ближайший период времени, вся надежда моя на то, что чрезмерного падения не будет как раз за счет объема вывозимого на экспорт зерна, что реанимируем некоторые позиции с точки зрения восстановления конкурентоспособности. Курс рубля спас от дальнейшего обвала, сейчас происходит некое восстановление курса, тенденции говорят о том, что будет некоторое укрепление рубля, а это будет неким компенсирующим фактором, и именно это возобновит давление на цены на внутреннем рынке. То есть чем крепче будет рубль, тем ниже будет закупочная цена - автоматом. Это будет давать тенденцию к понижению цен.

В конечном итоге планку я вижу по пшенице 3 класса (это сейчас основная культура экспортного спроса) - это 5-5,5 тыс. руб. на элеваторе на европейской части России. А в Сибири будет еще ниже и зависит от того, как там пойдет уборка. Сейчас она запаздывает, это зерно не вываливается в рынок и не оказывает своего давления. А по кукурузе, боюсь, мы и 4 тыс. руб. рискуем пробить, поскольку и на мировом рынке цена ниже, и если мы посчитаем всю логистику, по текущим прогнозам по ценам мы не уместимся в экспорт. И куда мы ее денем такое количество кукурузы на внутреннем рынке? Ее девать просто некуда будет, она не будет в спросе, а животноводы наши еще не переключились на кукурузные рационы, и для них это сложно осознать, что это более стабильно и более выгодно даже при равной цене. Надо дождаться того периода, когда кукуруза займет свое место у животновода более дешевой ценой, чем пшеница. С другой стороны, во второй половине сезона я вижу все-таки тенденцию к укреплению благодаря повышенному вывозу и освобождению рынка.

В принципе, я все-таки надеюсь, что государство - хотя точно в сентябре не начнутся интервенции - все-таки окажет давление интервенционными закупками. К сожалению, механизм не шибко эффективный, тем не менее, объемы какие-то с рынка можно будет изъять, и для этого существуют возможности. Если это произойдет, это все равно окажет свое укрепляющее воздействие на рынок. В общем и целом, есть некоторые изменения географии производства, поскольку ожидается хороший урожай в Сибири, есть риски по Поволжью, по Уралу, по целому ряду регионов. География поменялась, и это восполнит некоторый переизбыток. Скомпенсирует нынешний переизбыток нерациональное распределение ресурсов. Поэтому в центральной России, там, где в основном будет формироваться экспортный объем второй половины сезона, цены будут иметь тенденцию к росту. Южное зерно уже подвывезут, его уже там не останется, а центральная Россия будет в спросе.

По материалам выступления на конференции «Причерноморское зерно и масличные». Источник – SoyaNews.



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика