Принесет ли отрасли облегчение новый закон о ветеринарии?

Марина Степанова, председатель НП «Мясной союз Алтая»

Марина Степанова, председатель НП «Мясной союз Алтая»

 
Данный законопроект претерпел уже очень много редакций. И не факт, что сейчас его примут. Причем редакции были совершенно разные. Поэтому серьезно эту тему, по-моему, уже никто не обсуждает.

Не секрет, что наша ветеринарная система уже абсолютно разрушена. Ее нужно создавать заново, потому что ее просто свели на ноль. Контроля как такового нет, работать некому. Все, что ветслужбам оставили – ветсанэкспертизу. И то они ей занимаются только для того, чтобы залатать дыры в бюджете, поскольку их фактически перевели на самофинансирование. Они зарабатывают только на мясопереработке.

Законом этого никак не поправить. Тут должны быть определенные программы, четкие цели и все это должно решаться в комплексе.

Да, первая и вторая редакции данного законопроекта обсуждались очень активно. А сейчас я уже потеряла счет всем этим редакциям. Обсуждать можно все, что угодно. Но как это будет, кто это будет внедрять, каким образом – это уже большой вопрос.

У нас по поводу ветеринарии принималось очень много решений. Взять, например, 1009 постановление, которое должно было отменить ветсвидетельство на готовую продукцию. Но ее никто так не отменил, потому что надо же каким-то образом поддерживать эту финансовую черную дыру. Хотя никаких контрольных функций данный документ уже не нес.

Кроме того, в этом году уже должны были перевести ветеринарные свидетельства на электронный оборот – в этом плане Минсельхоз тоже ничего не сделал. Таких моментов очень много, и все они никак не решаются. Не решаются, в частности, вопросы контроля за импортом и т.д. Кто это будет решать? Кто это будет делать? Те последствия, которые мы получили в виде АЧС и других заболеваний – никого ничему не научили. Сама структура рушится. Какой бы красивый документ не написали – кто его будет внедрять?

Я считаю, что наиболее эффективно работала та система, которая была раньше. До Россельхознадзора это была Ветеринарная служба на границе и транспорте. У них был совершенно определенный круг полномочий.  Потом все это непонятным образом реорганизовали, результатом чего стало дублирование полномочий. На проверку организаций обе службы приходят парами. Но для чего? Ведь все это бюджетные деньги и лишний стресс для производителя. В ходе проверки они задают одни и те же вопросы, мы отписываемся по одним и тем же моментам.

А сейчас вообще решается вопрос  о снятии государственного контроля с таких вопросов, и ветинспектирование могут передать в частные руки.  И будут только раз в три года контролировать людей, занимающихся экспертизой продукции животного происхождения, ее производителей и лечением животных.

Я все-таки считаю, что здесь упор надо делать не на контроль со стороны Федеральной службы, а на развитие ветслужбы внутри региона. Потому что здесь специалистов вообще нет. Нередко то, что люди приходят проверять, они вообще в первый раз в жизни видят. У нас предприятия развиваются намного динамичней, чем соответствующие структуры.

Когда нам прислали письмо по биологическим отходам, там было указано, что нужно усилить контроль. А как это сделать, если в регионе нет ни одного утильзавода? Например, в советские времена функционировали ветсанутильзаводы, и все эти моменты были учтены в структуре службы. Она не только контролировала, но и напрямую занималась этими вопросами.

Ну а что контроль усиливать? Он либо есть, либо его нет. Причем контроль должен быть эффективным, в нем должны быть исполнители, точки контроля и результат. У нас же ничего этого нет.

Ветслужбу нужно реформировать по всей структуре – как в части самой организации, так и в части нормативной базы. Последняя же, как правило, устарела. Практически все инструкции по болезням животных датируются в лучшем случае 1980-ми годами. Все это время нормативная база никак не развивалась и не подводилась под современные условия.

Как у нас заявляют, в силу декларирования ответственность лежит на производителе. Как эти структуры были у нас монополистами по предоставлению ветуслуг, так ими и остаются. Без их ветсправки ничего никуда не продашь. Они диктуют свои цены, а цены все больше и больше, потому что они зарабатывают только на нас. У нас есть декларация на продукцию, все необходимые документы на ту же колбасу, но эта бумага стоит дороже всего. И никто этого не решает, поэтому это все как шло, так и идет.

Честно говоря, в новые редакции я сильно уже не вникаю. Потому что после принятия законопроекта ничего хорошего ждать, судя по всему, не приходится.

Предложения бизнеса никто все равно не слушает. Я знаю это, потому что я беседовала и с нашими местными представителями сферы ветеринарии, которые сначала с энтузиазмом ездили на все эти конференции для обсуждения, вносили свои предложения и так далее. Но ни одно предложение не учтено. Для чего вот эта вся профанация – вообще непонятно. Такое ощущение, что надо какой-то документ принять, чтобы он просто был, и все. Да, начиналось это все очень активно. Даже Власов вел свое обсуждение.

На самом деле вопросы в области ветеринарии не решаются у нас вообще никак. Более того, даже те решения, которые были приняты Минсельхозом, потом не выполняются. В постановлении правительства за 2009 год о разграничении полномочий между Роспотребнадзором и Минсельхозом было четко написано в течение трех месяцев разработать нормативные документы. И ничего опять не сделано, как и в случае с принятым Минсельхозом документом о реорганизации ветслужбы. Я писала письмо Владимиру Путину с вопросом о том, почему постановление не выполняется и когда мы уже перестанем платить огромные деньги в никуда.  Нам просто повышают цены и мы ничего не можем с этим сделать. В качестве ответа мне пришла отписка от Департамента ветеринарии Минсельхоза, в которой говорилось, что в соответствии с существующим законодательством мы должны эти документы оформлять.

Поэтому в том, что будет это адекватный законопроект, я очень сильно сомневаюсь. И терять время на очередную редакцию не стоит, потому что наши голоса все равно совершенно не учитываются. У нас на предприятиях есть более насущные дела, которыми нужно заниматься в первую очередь.

Специально для ИА SoyaNews



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика