О прозрачности кормового рынка

Дмитрий Грачев, заместитель генерального директора Adisseo C.I.S.

Дмитрий Грачев, заместитель генерального директора Adisseo C.I.S.

 
Вопрос многоплановый.  Почти 20 лет работаю с западными компаниями, поэтому позволю себе и объективные, и субъективные сравнения – наболело!  

То, что принято считать прозрачным в России, зачастую выглядит  абсолютно неприемлемым на Западе. Хотел бы ошибаться, но я пришел к умозаключению, что наблюдаемый диссонанс обусловлен, в первую очередь, глобальным несовершенством государственного и госкорпоративного менеджмента. Пусть даже теоретически, но уже многие в России понимают: менеджмент - как, если хотите, машинное масло в моторе - основа основ любого бизнес-проекта и экономической модели развития. Но даже в старый мотор не заливают абы какое масло. Не настроив рояль, даже если это Steinway, пианист  не исполнит мелодии, даже если он Рэнжел Силаев.

Возвращаясь со сцены консерватории к прозаичности и прозрачности российского кормового бизнеса, я могу лишь с грустью констатировать: мы по-прежнему прозябаем в стабильном махровом средневековье. Вызвать бюрократический аппарат Таможенного союза на конструктивный диалог с двумя ведущими отраслевыми союзами оказалось настолько сложно, что сегодня нельзя удивляться тому, как непрозрачность (во всех её худших проявлениях) продолжает расползаться по всем направлениям. Купить, например, метионин с 30% действующего вещества (стандарт 99%) – уже опять реальность, вернувшаяся из середины 90-х, «попасть» на манку вместо лизина – уже опять обыденность. Более того, решив одну проблему, неожиданно возникающую у глобальных, абсолютно прозрачных для всего мира операторов кормового сектора, компании сталкиваются моментально с двумя новыми проблемами – и уже на уровне ТС, что в принципе не предполагает быстрого решения. А вот здесь причина как раз вполне прозрачна:  чудовищный непрофессионализм львиной доли разработчиков регламентов и их всевозможных координаторов со стороны государственных надзорных органов одновременно трех государств. Разумные и логичные предложения ряда экспертов в буквальном смысле слова «забалтываются», а предложения отраслевых союзов – игнорируются.

Что касается стратегического госрегулирования и оперативного госреагирования – основы основ глобального конкурентного процесса во всем мире - тут, к несчастью, все еще проще. Приведу  свежий пример: в марте специализированные мировые и российские издания обошла сенсационная новость от Росстата:  в январе 2012, против января 2011, производство премиксов в РФ увеличилось на …54% (!), одновременно сократившись на 17% в сравнении с декабрём 2011 года. Наивный вопрос: мы в декабре открыли экспортное окно в Европу и Америку? Или мы в январе приступили к откорму синих китов в Арктике для Гринписа? И вообще: люди, ответственные за ГОСУДАРСТВЕННУЮ отчетность хотя бы арифметику с основами статистики учили в школе?  И чему учились все остальные «желтые штаны» (уровня замминистров!), упорно, из года в год не замечающие в своих реляциях по кормопроизводству не менее 7-8 миллионов тонн полнорационных комбикормов?! Мы пришли к тому, что сегодня в России уже некому и объяснить – чем кормовая добавка отличается от премикса, премикс отличается от концентрата, а концентрат от суплемента. Напомню, что западные эксперты кормового рынка предполагают ошибку в своих глубочайших (на три порядка выше росстатовских) исследованиях  кормового рынка не более 1-2%. Ошибка Росстата приближается к 40% - да за такие ошибки, не сочтите за угрозу, при Сталине премий лишали!

Тогда чему мы удивляемся, если на этом фоне и при полной безответственности государственного менеджмента, ряд широко известных кормовых добавок вообще не появляется в таможенной статистике, а крупнейшие международные производители, томясь в вечных административных очередях, даже и не помышляют о масштабных инвестициях в Россию, открытии региональных офисов, формирования собственных коммерческих структур, подготовки специалистов на местах и пр.
 
- Ok,- объясняют мне в неформальных беседах мои коллеги в Европе, - если руководству России, которая сегодня не выпускает и 1% от всего мирового портфеля кормовых добавок, не интересна интеграция и сотрудничество – наши деньги совершенно естественным образом движутся в Китай – инкубатор для любых новых проектов в этой высокотехнологичной сфере. В чем тогда претензии к западным фирмам?  Возразить мне в большинстве случаев нечем – и месяца не проходит без проблем для нашего полудохлого российского филиала с таможней, налоговиками и ветеринарами теперь уже сразу 3-х стран ТС. Недавняя телеконференция Кормового и Зернового союзов с участием руководителей и ведущих экспертов FEFANA  обнажила ту пропасть, которая существует сегодня между  европейским законодательством  и готовящимся в недрах ТС регламента по безопасности кормов и кормовых добавок. И это все – без учета всего остального громадного шлейфа законов и подзаконных актов Евросоюза, посвященных реальной, а не бумажной продовольственной безопасности.

От совещания в Астане я лично ожидаю буквально житейского благоразумия – чиновники и привлеченные эксперты ТС должны четко осознавать, что нельзя бесконечно разрушать инфраструктуру пусть в значительной степени больной, но все-таки очень перспективной кормовой отрасли. Вступление России в WTO в июле 2012 усугубит все возникшие существенные противоречия и приведет наши страны к очередному системному коллапсу – и не факт, что в очередной раз ответственность за допущенный сегодня непрофессионализм повиснет завтра в воздухе!  Никому не нужна и прямая конфронтация производственников с регуляторным аппаратом ТС – мы все отлично понимаем, что  в законотворчестве чиновник по определению всегда сможет сыграть на опережение. Без взаимного стремления каждого из участников процесса добиться принципиального системного прорыва в этой сфере будет в значительной степени трудней.

Специально для ИА SoyaNews




Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика