Куда ведут сельхозкооперацию законодатели?

Андрей Морозов, руководитель Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз "Агроконтроль"

Андрей Морозов, руководитель Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз "Агроконтроль"

 
Сельхозкооперация в России урегулирована Федеральным законом №193-ФЗ от 08.12.95 «О сельскохозяйственной кооперации» в действующей редакции. Конечно, любое законодательство имеет свои изъяны и риски. Но в общем и целом сегодня это вполне легитимная сфера деятельности, по которой есть Федеральный закон.

В прошедшем первое чтение законопроекте «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нет ни одного даже близкого намека на перевод потребительских сельскохозяйственных кооперативов в коммерческие организации. Раздел, посвященный кооперативным организациям, вполне себе допускает существование корпоративных некоммерческих организаций.

Более того, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в разновидности некоммерческих организаций в новой редакции Гражданского кодекса описаны. Уж если для кого и есть основания сомневаться в своей дальнейшей жизни, так это сельскохозяйственным производственным кооперативам.

Моменты, которые вызывают беспокойство, в том числе и у нас, связаны совсем не с этим.
В первую очередь, это требования к членской базе потребкооперативов, к распределению финансового результата и другие аспекты законодательного регулирования. В действующем Гражданском кодексе вообще не упоминается такой субъект, как сельскохозяйственный потребительский кооператив. Кстати, потребительский кооператив может быть только некоммерческой организацией.

Ну а беспокойство  по поводу изменения статуса исходило прежде всего от Центросоюза России, ведь согласно новому законопроекту они-то как раз и подпадают в категорию коммерческих организаций и должны были начать регулироваться как коммерческие организации.

Что ждет производственные сельхозкооперативы – неизвестно. Смущающий нас пассаж – в том, что деятельность производственного кооператива регламентируется законом о производственных кооперативах. Непонятно, будет ли это какой-то рамочный закон и в какой степени он охватит разные виды производственных кооперативов. Это вызывает опасения.

Опасения по поводу необходимости переделки уставов и перерегистрации кооперативов  тоже оправданны. Но это далеко не самое главное. Да, проблема перерегистрации и внесения изменений в уставные документы действительно может возникнуть у достаточно многих субъектов предпринимательской деятельности, но при этом это будут самые маленькие их проблемы.

А самые большие вытекают, как я уже сказал, из того, что появятся какой-то один закон о производственной кооперации и один закон о потребительской кооперации, которые отраслевые виды кооперации поставят вне закона и как бы растворят.

Еще одна серьезная проблема – это требования к членской базе. Согласно им юрлица в потребительских кооперативах могут быть лишь в исключительных и в ограниченных случаях. Между тем в сельском хозяйстве есть потребительские кооперативы, состоящие на 100% из юрлиц. И это немалая часть потребкооперации.

Также совсем непонятно, что делать с запретом на распределение финансового результата. Посмотрите внимательно, в сегодняшнем Гражданском кодексе это пункт 3 статьи 116 «Возможность распределения дохода». На этом, вообще говоря, построена работа сельскохозяйственной потребительской кооперации во всем цивилизованном мире. А получается, что по предложенной редакции распределить этот результат нельзя. Например, если кредитный кооператив работал и накопил некий результат, что-то зачислено в резервы, что-то – куда-то еще, а как это поделить? Во всем мире сельскохозяйственные кооперативы делят наработанную прибыль между своими пайщиками в пропорции от степени участия этих пайщиков. А тут такой механизм исчезает – это очень плохо.

Наша точна зрения на законопроект донесена до законодателей в виде поправок депутата Школкиной, этой поправке присвоен номер. Понятно, что законопроект будет принят, а в какой редакции, как дальше пойдет – это все вещи пока непрогнозируемые. Некоторые формулировки могут быть потом очень по-разному интерпретированы и воплотиться в разные федеральные законы. Неопределенность есть, и риски очень большие.

Насколько можно судить с нашей колокольни, это просто попытка причесать, сделать единообразным гражданское законодательство, и сельскохозяйственная кооперация в этом случае просто попадает под горячую руку.

В целом же сельхозкооперацию всегда ждет самое блестящее будущее. Ведь это единственный способ самоорганизации сельского населения и возможности поднять малые предприятия до уровня больших. Другое дело, что законодательство может способствовать этому процессу или каким-то образом препятствовать. Если оно будет способствовать, то развитие будет идти несколько быстрее в историческом масштабе. Если будет препятствовать, то будет идти медленнее. Но если все процессы на линии собственно сельхозпроизводства во всем мире от США до Румынии и Индии скооперированы, почему мы должны быть исключением? Просто на это может потребоваться всего 15 лет, а может - целых 70 лет.

Специально для ИА SoyaNews



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика