Бекон уходит не прощаясь

Сможет ли отечественное свиноводство выдержать конкуренцию с иностранными производителями.
24.07.2013
Источник: vpravda.ru
Волгоградские производители мяса бьют тревогу: после вступления России в ВТО резко снизились закупочные цены на их продукцию, а это негативно сказывается на всей животноводческой отрасли. Особенно пострадали свиноводы, поскольку таможенные барьеры для импортной свинины и живых свиней оказались наиболее щадящими.

Без новых комплексов

Стоит отметить, что в результате принятых мер – увеличения господдержки и реализации программ по импортозамещению, в последние годы производство мяса в стране неуклонно наращивалось. Однако после вступления России в ВТО наметились неблагоприятные тенденции. Первый удар по отрасли нанес значительно выросший импорт мясомолочной продукции. В 2012 году, по данным Министерства сельского хозяйства России, поставки в страну мороженого мяса крупного рогатого скота, свинины, молока и сливок, масла сливочного, сыров возросли на 10-33,5%. И эта тенденция, по оценкам аналитиков рынка, продолжает усиливаться. В довершение бед, из-за прошлогодней засухи и увеличения цен на зерно значительно подорожали корма, что негативным образом отразилось на себестоимости животноводческой продукции – в первую очередь свиноводства.

Как рассказал «ВП» директор крупнейшего в Волгоградской области свиноводческого комплекса ООО «ТопАгро» (Городищенский район) Вячеслав Кичкин, после вступления России в ВТО, в августе 2012 года, ситуация на рынке свинины резко ухудшилась, предприятие вынуждено было работать с убытком. Цены на свинину упали тогда до 58 руб. за килограмм живого веса, а себестоимость возросла до 70 руб. Правда, в последнее время ситуация немного улучшилась. Этому способствовали сезонный рост спроса на свинину, ограничение импорта мяса под санитарными и ветеринарными предлогами, а также снижение цен на зерно.

– Нам удалось выйти на небольшую прибыль – от 3 до 5 рублей за килограмм. Однако с такой низкой рентабельностью окупаемость свиноводческих комплексов не просчитывается: невозможно покрыть имеющиеся расходы, развитие свиноводства становится делом невыгодным, – отмечает директор «ТопАгро».

По его мнению, устоять на рынке можно лишь при одном условии: создав кормовую базу, переработку и собственную розничную сеть. Такой подход снимет зависимость от скачков цен на зерно и увеличит добавочную стоимость в торговле. Но о развитии бизнеса и строительстве новых комплексов в этих условиях речь уже не идет.

Отстроиться от конкурентов

Для небольших и средних свиноводческих предприятий ситуация складывается еще более драматично. Несколько лет назад ООО «Становское» построило комбикормовые линии, репродуктор на 4700 поросят и два откормочных комплекса мощностью 500 тонн беконной свинины в год. Конъюнктура в ту пору складывалась благоприятная. Но все изменилось после вступления России в ВТО.

Директор «Становского» Владимир Черничкин рассказывает, что продукция шла на реализацию в Воронежскую и Ростовскую области и разлеталась как горячие пирожки. Но после того, как на рынок хлынул дешевый импорт, произошел обвал цен и производство свинины в его хозяйстве стало балансировать на грани рентабельности.

– Даже имея свои корма, мы тяжело переживаем сложившуюся ситуацию. А для свиноводов, которые закупают зерно на стороне, вступление в ВТО оборачивается настоящей катастрофой. Я знаю предпринимателей, которые заморозили строительство свинокомплексов на стадии проектирования, и их можно понять: с одной стороны, нет достойной цены на свинину, с другой – довлеет риск африканской чумы свиней. Эти два фактора привели к тому, что люди не желают инвестировать в отечественное свиноводство, – утверждает Черничкин. По его словам, бизнес начали забрасывать даже перекупщики свинины. А это может означать только одно: наварить на разнице между оптовыми и розничными ценами уже не получается из-за давления на рынок дешевого импорта.

Самое же неприятное во всей этой истории с ВТО, – неравные условия конкуренции с зарубежными производителями. Как отмечают эксперты, прежде всего на рынок давит разница размеров господдержки за рубежом и в России (порой она доходит до десятков раз). Именно она дает возможность иностранцам продавать свинину на российском рынке по более низким ценам, получать хорошую прибыль и вкладывать ее в свое дальнейшее развитие. Впрочем, негативное влияние на мясной рынок оказывают и другие факторы.

– Нашему предприятию пришлось отказаться от производства натуральных и особо чистых продуктов из свинины, которые могли бы иметь конкурентные преимущества перед иностранцами. Но рынок этот продукт не чувствует, потребитель не готов давать за него более высокую цену, – говорит директор «Становского».

А это значит, что высококачественная отечественная продукция нуждается в маркетинговой и рекламной поддержке, отстройке от зарубежных конкурентов. В одиночку небольшим сельхозпредприятиям с этой задачей не справиться. В итоге, в хозяйстве решили остановиться на так называемых функциональных продуктах с добавками инулина и еще на производстве полуфабрикатов.

С аналогичной сбытовой проблемой сталкивается и ООО «ТопАгро».

– Наша продукция в основном реализуется в розничной сети в виде свежего рубленого «кусками» мяса. Потребитель охотно берет ее, поскольку в таком виде можно оценить качество. А вот в переработку она практически не поступает: мясокомбинатам зачастую выгоднее брать менее качественный и менее свежий импорт. По цене мы не можем ему составить конкуренцию. Если ситуация не изменится, то отрасль, по меньшей мере, ждет стагнация. До последнего времени снижения численности поголовья свиней в стране не произошло только потому, что существенные инвестиции были сделаны еще до вступления России в ВТО, а свиноводство работает по 11-месячному циклу. Мы закупили свиней в августе прошлого года, но свинину начнем продавать только в конце июля-августе этого. Но зная, как будет складываться ситуация на рынке, мы бы, скорее всего, не стали заводить это поголовье, – подчеркивает Вячеслав Кичкин.

Как обойти ограничения


Впрочем, остается надежда, что вскоре ситуация начнет меняться к лучшему. По крайней мере, властные структуры разных уровней вполне осознают остроту сложившейся проблемы и готовы нарастить объемы государственной поддержки животноводческой отрасли. Напомним, что в начале месяца проходило расширенное заседание комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО и Таможенном союзе. Председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко подчеркнула, что более полное использование всех объемов и механизмов господдержки сельского хозяйства в переходный период ВТО будет одним из главных направлений работы Совета Федерации над проектом федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.

С тезисом о том, что уровень таможенно-тарифной защиты отечественных сельхозпроизводителей пока недостаточен, согласен и министр сельского хозяйства России Николай Федоров. «Я сторонник широкого выведения территорий России из-под ограничений ВТО. У нас есть механизмы и инструменты, которые не попадают под неприемлемые для нас ограничения», – заявил министр. Насколько эффективно будут использоваться эти механизмы – покажет время.



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика