Российское животноводство выросло на ГМО-шроте - Злочевский

В защиту нашумевшего постановления о госрегистрации ГМО президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский выступил вчера на пресс-конференции в РИА-Новости.
19.02.2014
Источник: SoyaNews
В то время как правительство, встретив решительный отпор Минсельхоза и депутатов Госдумы, почти уже пошло на попятную, глава РЗС по-прежнему считает глубоко нелогичным запрещать посевы генетически модифицированных культур при допуске таких продуктов к переработке и потреблению. Сегодня в России зарегистрирована 21 линия ГМО, и еще 2 находятся на регистрации, напомнил он. А кормить сельхозживотных в России сейчас можно 14 линиями биоинженерных агрокультур  - 9 линиями ГМ-кукурузы и 5 линиями ГМ-сои.

«Зададим вопрос власти предержащим: а с чего вы взяли, что это логичный подход, когда есть можно, завозить импортное сырье – пожалуйста, а сеять самим нельзя? – спрашивает отраслевой лоббист. - Кто сказал, что мы должны с помощью этого инструмента поддерживать иностранного фермера? Если речь ставите об очистке территории Российской Федерации от ГМО, чтобы не их было вообще, то ставьте вопрос в прямой плоскости, что на территории не должно быть использования. Нет, вопрос ставится о том, что сеять нельзя на территории РФ нельзя, а использовать - пожалуйста, сколько хотите и как хотите. Где логика? Это значит, что нашему производителю запрещено производить, а западному можно производить у себя и завозить нам? Вот что это означает, и де факто оно ровно так и происходит».

Злочевский привел в пример крупнейшего российского переработчика соевых бобов – калининградский комплекс «Содружества», который активно задействует в своем производстве южноамериканскую сою. Действительно, на генетически модифицированную сою у этого предприятия приходится свыше 70% общей годовой переработки соевых бобов (1,65 млн т  из 2,31 млн т).

Именно соевый шрот (самый популярный источник белка в кормлении скота) концентрирует в себе ГМО-компоненты, обращает внимание президент отраслевого союза, в отличие от соевого масла, в котором их в принципе быть не может. «Шрот с калининградского завода в немереных масштабах поступает на территорию Российской Федерации и на нем растет наше животноводство, - заявил он. - Весь нацпроект, вся госпрограмма осуществлена на этом ГМО-шроте!».

Поэтому запретительная политика в отношении использования ГМО в кормах, по мнению Злочевского, нанесет вред отечественному животноводству. И тогда отечественную продукцию на прилавках заменит импортное мясо, точно так же выращенное на шроте из генномодифицированной сои.

Легализация промышленного выращивания ГМО, по словам эксперта, поможет урегулировать ситуацию с несанкционированными посевами. «Постановление, которое было принято, наконец создало почву для легализации тех посевов, которые уже де факто есть на нашей территории, производятся, просто в нелегальных условиях, которые само же государство и создало, - убежден он. - Наконец появился механизм контроля, даны поручения, летом постановление вступит в силу и к этому моменту должны быть разработаны остальные базовые нормативные документы, чтобы проконтролировать в том числе неконтролируемые посевы. Сейчас ставится вопрос на повестку дня, чтобы запретить, отменить это постановление вернуться к тому, что у нас было до его принятия – к нелегальному распространению, к неограничению использования как такового, но к запрету на посевы. Кто-нибудь может мне объяснить, что у нас - задача с помощью этого инструмента высечь в очередной раз крестьянина нашего российского? А почему ему нельзя улучшить экономику своего производства, а его западному конкуренту – пожалуйста?».

Расхожий у нас аргумент о том, что цивилизованная Европа вовсю отказывается от ГМО, на поверку оказывается далек от истины. По словам Злочевского, европейцы вводили мораторий не на использование, а на посевы новых сортов, причем уже зарегистрированные сорта сеять было можно. Тем более что впоследствии этот мораторий был отменен. Наличие свободных от генетически модифицированных сортов стран ЕС Злочевский объясняет их специализацией на других культурах. Например, Германия специализируется в основном на пшенице и ржи, тогда как главными объектами для генетических модификаций сегодня являются соя и кукуруза. «Испания сеет, Польша сеет, Румыния сеет, - рассуждает он. - А почему мы не можем сеять? Я уже не говорю о том, что крупнейшие мировые потребители и крупнейшие производители – все в ГМО-посевах».

Пару лет назад РЗС уже оценивал примерные масштабы посевов биоинженерных сортов на российских полях в объеме около 400 тыс. га. Сам эксперт называет эту цифру «гипотетической», поскольку специальных исследований не проводилось. Предпринятая было попытка организовать такой мониторинг, по его словам, провалилась из-за договоренностей на местах, ведь производители по понятным причинам опасаются быть выявленными. Кстати, в конце прошлого года руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что специалисты ведомства таких посевов в России не нашли. Данные о 400 тыс. га, которыми располагает Злочевский, озвучивались ему аграриями только на условиях анонимности. 

«Переоценку мы не делали, - ответил эксперт на вопрос журналистов о нынешних объемах нелегальных посевов. - Я не могу назвать свежую цифру, но то, что она подросла, это точно. В этом сомнений нет. А откуда, вы думаете, возьмутся рекорды по кукурузе? По урожайности? Притом что использование удобрений мы снижаем, а урожайность растет. Причем по конкретным культурам, которые явно привязаны к ГМО. По пшенице такого не наблюдали, а по кукурузе – пожалуйста, по подсолнечнику, по свекле. Это же из воздуха не берется. Должны же быть фундаментальные основания. А это, естественно, следствие применения ГМО-семян!».

Однако нарушители все равно не получают конкурентоспособного эффекта от применения биотехнологических семян, подчеркивает Злочевский.  «В условиях нелегальных посевов полноценного эффекта получить невозможно, - говорит он. - Нелегальное использование – это всегда какие-то несоблюдения технологических критериев, параметров, неконтролируемое распространение - это всегда определенные риски». Напомним, что в декабре гендиректор группы компаний «Биоцентр» Александр Харченко высказал сомнения в том, что ГМО дает премию по урожайности.

Анна Соколова
регион: Россия



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика