Китай инвестирует в Дальний Восток
Китайский банк развития согласился выделить кредиты в 5 млрд долларов на развитие Дальнего Востока.
14.04.2014
Источник: http://expert.ru/
В условиях угрозы кредитной изоляции России из-за ситуации на Украине это знаковый не только экономический, но и политический ход. Но об условиях кредита пока ничего не известно, как и то, кому достанутся деньги: российским или китайским инвесторам.
Минвостокразвития сообщило, что в результате переговоров министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки с президентом Китайского банка развития Чжэном Чжицзе подтверждена готовность выделения банком 5 млрд долларов на проекты развития территорий опережающего развития.
Стороны договорились, что средства будут выделены на создание инфраструктуры и реализацию долгосрочных инвестиционных проектов в Дальневосточном регионе России.
«Для нас это длинные и дешевые деньги на развитие территорий опережающего развития, - пояснил «Эксперт Online» Максим Шерейкин, заместитель министра по развитию Дальнего Востока. - Мы будем предлагать банку прежде всего инфраструктурные проекты. По программе развития Дальнего Востока таковых заложено на 3 с лишним триллиона рублей государственных, заемных и частных средств. Но разумеется, если будут предложения об использовании этих средств на создание коммерческих проектов. В любом случае, получателями кредита будут инвесторы. В случае создания инфраструктуры, скорей всего, будут проекты государственно-частного партнерства. Пока мы конкретных проектов банку не предлагаем, это рамочные соглашения. Проекты первых территорий опережающего развития будут готовы к 1 июля».
Законопроект о территориях опережающего развития (ТОР) сейчас проходит общественное обсуждение. Он предполагает создание производств с новыми поселениями, в том числе с ноля, в чистом поле. В нем предусмотрены беспрецедентно низкие налоги – всего 12,2%, включая ЕСН, а также почти полное табу для надзорных органов. По сути, речь идет о создании в чистом поле производств и новых поселений, управлять которыми будут не местные органы власти, а специальная управляющая компания. Как сообщил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, первой ТОР может стать остров Русский.
«Большинство инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке в принципе не окупаемы, - пояснил «Эксперт Online» Игорь Меламед, генеральный директор ЗАО «Международный центр развития регионов», автор программы развития Курильских островов. – Поэтому надо подходить к вопросу очень разборчиво. Перевозка тонны угля из Новокузнецка до порта Находка стоит 43 доллара. Если брать миллиард долларов кредита на строительство новой ветки, то представляете, сколько десятков лет надо возить уголь, чтобы она окупилась? Так что вряд ли речь идет об инфраструктуре под сырьевые проекты. Вот если инфраструктура будет планироваться под конкретные проекты и по этой новой ветке будут возить и металл, и продукцию переработки, то другое дело. Но понятно, что китайцы просто так ничего не дадут, на сотни раз перепроверят бизнес-планы».
Разумеется, для создания новых производств требуется масштабное строительство инфраструктуры. Действующая железнодорожная инфраструктура уже сейчас не может в полной мере обеспечивать перевозку грузов на Восток. Сложился дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который
вызван развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов. Состояние местных и региональных авиационных перевозок в районах Дальнего Востока и Байкальского региона, а также автомобильных дорог, в настоящее время характеризуется как критическое. Для новых производств также потребуются дополнительные энергомощности, строительство коммунальных сооружений и многое другое, включая социальную инфраструктуру.
Справка:
Согласно программе развития Дальнего Востока до 2018 года, общий объем средств на строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры в рамках составляет 523,41 млрд. рублей. На строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов - 73,72 млрд. рублей. На дороги выделено 49,52 млрд. рублей, энергетическую инфраструктуру - 3,7 млрд. рублей.
«Выделяемая сумма в 5 млрд рублей для Дальнего Востока не большая, но здесь важнее другое. На фоне кредитной изоляции России это очень символично и политически значимо, что именно Китайский банк развития заявил о готовности кредитовать долгосрочные российские проекты, - пояснил «Эксперт Online» Александр Хандруев, бывший зампред ЦБ РФ, завкафедрой «Финансы, денежное обращение и кредит» РАНХиГС, первый вице-президент Ассоциации региональных банков. - То есть они демонстрируют, что с Россией готовы сотрудничать на долгосрочной основе вопреки всем призывам США и Европы. Но важный аспект, как они все таки оценят наши нынешние геополитические риски. Если высоко, то ставка финансирования может оказаться высокой. К тому же она будет зависеть от формы кредитования – напрямую или же через «банки-агенты» .
Россия уже активно взаимодействует с партнерами из Сингапура и Китая в проектах по развитию инфраструктуры Дальнего Востока. Первым делом это несколько совместных проектов Внешэкономбанка. В 2013 году фонд развития Дальнего Востока ВЭБ приступил к структурированию первых инфраструктурных и отраслевых проектов общей стоимостью более 23 млрд рублей. Они будут реализованы в Еврейской автономной области, Приморском крае, Сахалинской области.
Это строительство железнодорожного перехода через реку Амур на участке российско-китайской государственной границы в Еврейской автономной области. По этому поводу первый вице-премьер Игорь Шувалов и первый вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли подписали ряд соглашений, регламентирующих порядок реализации проекта строительства железнодорожного перехода. Создается международный транспортный коридор «порт Восточный – Находка – Владивосток – Уссурийск – Пограничный», который свяжет главные морские порты Приморья и северо-восточные провинции Китая, испытывающие потребность в доступе к морской инфраструктуре российского Дальнего Востока. В развитии международного аэропорта Владивостока партнером ВЭБ выступает сингапурский оператор Changi Airports International. Также ВЭБ финансирует создание рыбопромышленного кластера в Сахалинской области совместно с группой компаний «Сапсан» (один из ведущих российских производителей рыбных консервов).
«Выделение кредита – это замечательно, но куда важнее, как его будут использовать, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Шпиленко, член совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ по развитию государственно-частного партнерства, руководитель НП "Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий". - Меня настораживает, что министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка путает основные понятия. Заявляет, что нам надо ориентироваться на китайские технопарки, которые поставляют в Россию до 80% своей продукции. Но в Китае нет технопарков, там особые экономические зоны. Так что надо понимать, на что мы берем кредит и как вообще развивать Дальний Восток. Если речь идет о технопарках, то это в основном площадки для малого и среднего бизнеса. Если индустриальный парк, то здесь речь надо вести сначала о создании инфраструктуры совместно с частным инвестором. Для проработанности проектов необходимо привлекать широкие круги экспертов. Но почему-то сейчас, прорабатывая вопрос о территориях опережающего развития, Минвостокразвития не идет даже на диалог с нашей Ассоциацией технопарков. Хотя у нас уже есть набор пилотных проектов. Почему они их не интересуют, не ясно».
По замыслу Минвостокразвития, ТОР будут создаваться на Дальнем Востоке в основном для конкуренции с особыми экономическими зонами Китая, Сингапура и Южной Кореи. Предполагается привлечь в Россию расположенные там в том числе и глобальные компании из Европы и США. Для позиционирования региона создаются агентство по привлечению инвестиций и агентство по развитию человеческого капитала. Первое будет заниматься продвижением ТОР Дальнего Востока, по сути рекламой. Второе – обучением кадров со всей России для новых производств и создании им достойных условий проживания.
«Важно, конечно, смотреть на условия кредитования Китайским банком развития. Если эти средства будут выданы российским инвесторам, то можно только приветствовать, - говорит Андрей Шпиленко. - Если же речь идет о компаниях исключительно китайский, то большой вопрос – для кого мы будем развивать Дальний Восток? Например, Ленинградская область, заключила с китайской "Международной инвестиционной компанией Хуа-Бао" договор о создании технопарка по легкой промышленности. А на условия посмотрели – там будут сидеть только китайские компании с китайскими рабочими. Подозреваю, Китайский банк развития будет кредитовать только такие проекты. Но тогда мы получим просто колонию и потеряем Дальний Восток».
Законопроект о ТОР предполагает выдачу приглашений на работу иностранным гражданам вне выделяемых правительством квот. Впрочем, в Минвостокразвития на это отвечают, что в первую очередь инвесторам будут предлагать подбор персонала из российских баз данных. И только если у нас не окажется компетентных специалистов, будет позволено привлекать иностранных граждан.
Справка
Совокупный объем валового регионального продукта, произведенного на территории макрорегиона в 2012 году, составил лишь около 6 процентов от общероссийского показателя. В макрорегионе произведено лишь 3 процента продукции национальной обрабатывающей промышленности при том, что население макрорегиона в общей численности населения составляет 7,5 процента, площадь макрорегиона в общей площади страны - 45,5 процента.
По показателю валового регионального продукта в расчете на душу населения наблюдается резкая дифференциация. В 8 регионах из 12 он ниже среднего по России уровня, причем в Забайкальском крае он составляет менее 50 процентов от среднероссийского показателя, в Республике Бурятия - менее 40 процентов. Среднероссийский уровень превышен в Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Чукотском автономном округе. При этом в Сахалинской области он превышен более чем в 3 раза.
Минвостокразвития сообщило, что в результате переговоров министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки с президентом Китайского банка развития Чжэном Чжицзе подтверждена готовность выделения банком 5 млрд долларов на проекты развития территорий опережающего развития.
Стороны договорились, что средства будут выделены на создание инфраструктуры и реализацию долгосрочных инвестиционных проектов в Дальневосточном регионе России.
«Для нас это длинные и дешевые деньги на развитие территорий опережающего развития, - пояснил «Эксперт Online» Максим Шерейкин, заместитель министра по развитию Дальнего Востока. - Мы будем предлагать банку прежде всего инфраструктурные проекты. По программе развития Дальнего Востока таковых заложено на 3 с лишним триллиона рублей государственных, заемных и частных средств. Но разумеется, если будут предложения об использовании этих средств на создание коммерческих проектов. В любом случае, получателями кредита будут инвесторы. В случае создания инфраструктуры, скорей всего, будут проекты государственно-частного партнерства. Пока мы конкретных проектов банку не предлагаем, это рамочные соглашения. Проекты первых территорий опережающего развития будут готовы к 1 июля».
Законопроект о территориях опережающего развития (ТОР) сейчас проходит общественное обсуждение. Он предполагает создание производств с новыми поселениями, в том числе с ноля, в чистом поле. В нем предусмотрены беспрецедентно низкие налоги – всего 12,2%, включая ЕСН, а также почти полное табу для надзорных органов. По сути, речь идет о создании в чистом поле производств и новых поселений, управлять которыми будут не местные органы власти, а специальная управляющая компания. Как сообщил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, первой ТОР может стать остров Русский.
«Большинство инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке в принципе не окупаемы, - пояснил «Эксперт Online» Игорь Меламед, генеральный директор ЗАО «Международный центр развития регионов», автор программы развития Курильских островов. – Поэтому надо подходить к вопросу очень разборчиво. Перевозка тонны угля из Новокузнецка до порта Находка стоит 43 доллара. Если брать миллиард долларов кредита на строительство новой ветки, то представляете, сколько десятков лет надо возить уголь, чтобы она окупилась? Так что вряд ли речь идет об инфраструктуре под сырьевые проекты. Вот если инфраструктура будет планироваться под конкретные проекты и по этой новой ветке будут возить и металл, и продукцию переработки, то другое дело. Но понятно, что китайцы просто так ничего не дадут, на сотни раз перепроверят бизнес-планы».
Разумеется, для создания новых производств требуется масштабное строительство инфраструктуры. Действующая железнодорожная инфраструктура уже сейчас не может в полной мере обеспечивать перевозку грузов на Восток. Сложился дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который
вызван развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов. Состояние местных и региональных авиационных перевозок в районах Дальнего Востока и Байкальского региона, а также автомобильных дорог, в настоящее время характеризуется как критическое. Для новых производств также потребуются дополнительные энергомощности, строительство коммунальных сооружений и многое другое, включая социальную инфраструктуру.
Справка:
Согласно программе развития Дальнего Востока до 2018 года, общий объем средств на строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры в рамках составляет 523,41 млрд. рублей. На строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов - 73,72 млрд. рублей. На дороги выделено 49,52 млрд. рублей, энергетическую инфраструктуру - 3,7 млрд. рублей.
«Выделяемая сумма в 5 млрд рублей для Дальнего Востока не большая, но здесь важнее другое. На фоне кредитной изоляции России это очень символично и политически значимо, что именно Китайский банк развития заявил о готовности кредитовать долгосрочные российские проекты, - пояснил «Эксперт Online» Александр Хандруев, бывший зампред ЦБ РФ, завкафедрой «Финансы, денежное обращение и кредит» РАНХиГС, первый вице-президент Ассоциации региональных банков. - То есть они демонстрируют, что с Россией готовы сотрудничать на долгосрочной основе вопреки всем призывам США и Европы. Но важный аспект, как они все таки оценят наши нынешние геополитические риски. Если высоко, то ставка финансирования может оказаться высокой. К тому же она будет зависеть от формы кредитования – напрямую или же через «банки-агенты» .
Россия уже активно взаимодействует с партнерами из Сингапура и Китая в проектах по развитию инфраструктуры Дальнего Востока. Первым делом это несколько совместных проектов Внешэкономбанка. В 2013 году фонд развития Дальнего Востока ВЭБ приступил к структурированию первых инфраструктурных и отраслевых проектов общей стоимостью более 23 млрд рублей. Они будут реализованы в Еврейской автономной области, Приморском крае, Сахалинской области.
Это строительство железнодорожного перехода через реку Амур на участке российско-китайской государственной границы в Еврейской автономной области. По этому поводу первый вице-премьер Игорь Шувалов и первый вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли подписали ряд соглашений, регламентирующих порядок реализации проекта строительства железнодорожного перехода. Создается международный транспортный коридор «порт Восточный – Находка – Владивосток – Уссурийск – Пограничный», который свяжет главные морские порты Приморья и северо-восточные провинции Китая, испытывающие потребность в доступе к морской инфраструктуре российского Дальнего Востока. В развитии международного аэропорта Владивостока партнером ВЭБ выступает сингапурский оператор Changi Airports International. Также ВЭБ финансирует создание рыбопромышленного кластера в Сахалинской области совместно с группой компаний «Сапсан» (один из ведущих российских производителей рыбных консервов).
«Выделение кредита – это замечательно, но куда важнее, как его будут использовать, - пояснил «Эксперт Online» Андрей Шпиленко, член совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ по развитию государственно-частного партнерства, руководитель НП "Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий". - Меня настораживает, что министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка путает основные понятия. Заявляет, что нам надо ориентироваться на китайские технопарки, которые поставляют в Россию до 80% своей продукции. Но в Китае нет технопарков, там особые экономические зоны. Так что надо понимать, на что мы берем кредит и как вообще развивать Дальний Восток. Если речь идет о технопарках, то это в основном площадки для малого и среднего бизнеса. Если индустриальный парк, то здесь речь надо вести сначала о создании инфраструктуры совместно с частным инвестором. Для проработанности проектов необходимо привлекать широкие круги экспертов. Но почему-то сейчас, прорабатывая вопрос о территориях опережающего развития, Минвостокразвития не идет даже на диалог с нашей Ассоциацией технопарков. Хотя у нас уже есть набор пилотных проектов. Почему они их не интересуют, не ясно».
По замыслу Минвостокразвития, ТОР будут создаваться на Дальнем Востоке в основном для конкуренции с особыми экономическими зонами Китая, Сингапура и Южной Кореи. Предполагается привлечь в Россию расположенные там в том числе и глобальные компании из Европы и США. Для позиционирования региона создаются агентство по привлечению инвестиций и агентство по развитию человеческого капитала. Первое будет заниматься продвижением ТОР Дальнего Востока, по сути рекламой. Второе – обучением кадров со всей России для новых производств и создании им достойных условий проживания.
«Важно, конечно, смотреть на условия кредитования Китайским банком развития. Если эти средства будут выданы российским инвесторам, то можно только приветствовать, - говорит Андрей Шпиленко. - Если же речь идет о компаниях исключительно китайский, то большой вопрос – для кого мы будем развивать Дальний Восток? Например, Ленинградская область, заключила с китайской "Международной инвестиционной компанией Хуа-Бао" договор о создании технопарка по легкой промышленности. А на условия посмотрели – там будут сидеть только китайские компании с китайскими рабочими. Подозреваю, Китайский банк развития будет кредитовать только такие проекты. Но тогда мы получим просто колонию и потеряем Дальний Восток».
Законопроект о ТОР предполагает выдачу приглашений на работу иностранным гражданам вне выделяемых правительством квот. Впрочем, в Минвостокразвития на это отвечают, что в первую очередь инвесторам будут предлагать подбор персонала из российских баз данных. И только если у нас не окажется компетентных специалистов, будет позволено привлекать иностранных граждан.
Справка
Совокупный объем валового регионального продукта, произведенного на территории макрорегиона в 2012 году, составил лишь около 6 процентов от общероссийского показателя. В макрорегионе произведено лишь 3 процента продукции национальной обрабатывающей промышленности при том, что население макрорегиона в общей численности населения составляет 7,5 процента, площадь макрорегиона в общей площади страны - 45,5 процента.
По показателю валового регионального продукта в расчете на душу населения наблюдается резкая дифференциация. В 8 регионах из 12 он ниже среднего по России уровня, причем в Забайкальском крае он составляет менее 50 процентов от среднероссийского показателя, в Республике Бурятия - менее 40 процентов. Среднероссийский уровень превышен в Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Чукотском автономном округе. При этом в Сахалинской области он превышен более чем в 3 раза.