Мясное скотоводство может стать локомотивом развития страны
По словам экспертов, одно рабочее место в мясном скотоводстве генерирует от 6 до 8 рабочих мест в смежных областях. Аграрии и чиновники уже осознали перспективность отрасли, однако ей пока не хватает экономических аргументов для инвесторов. Речь об этом зашла на конференции «Технологии мясного скотоводства» в Москве.
18.04.2014
Источник: SoyaNews
Сегодня этот сектор животноводства способен задействовать неиспользуемые сельхозземли, обеспечить сельское население рабочими местами, а страну - говядиной. «В последние годы в России сложилась динамика снижения поголовья молочного скота, поэтому роль специализированного мясного скотоводства как источника производства высококачественного красного мяса будет возрастать», - говорит замдиректора департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Геннадий Шичкин.
Поголовье специализированного мясного и помесного крупного рогатого скота, ставшее целевым индикатором подпрограммы «Развитие мясного скотоводства»*, за период 2008-2013 гг. выросло с 483 тыс. голов до 2,185 млн голов. Объем говядины, произведенной от такого скота, увеличился с 62,3 до 367,6 тыс. тонн.
*На финансирование подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» из федерального бюджета предусмотрено 65,4 млрд рублей, в том числе 41 млрд рублей на субсидирование процентной ставки по инвесткредитам, 20,9 млрд рублей на поддержку региональных экономически значимых программ и 3,5 млрд рублей на развитие племенной базы. Целевым индикатором подпрограммы является увеличение поголовья специализированного мясного и помесного крупного рогатого скота, которое к 2020 году должно вырасти до 3,59 млн голов. Целевой индикатор на 2013 год был перевыполнен на 1,2% , составив 2,185 млн голов.
Потребление говядины в стране сократилось с 18,4 до 16,2 кг на душу населения. При этом рекомендуемая норма потребления составляет 24-25 кг. «Россия с ее возможностями производства мяса крупного рогатого скота просто обязана обеспечить себя говядиной, - убежден Шичкин. - Доля говядины в структуре потребления мяса продолжит снижаться. Роль говядины по мере роста благосостояния россиян будет возрастать, потому что говядина – это универсальное мясо. Если баранина пользуется спросом в определенных субъектах, свинина тоже, то говядина – это универсальный вид мяса для всех регионов РФ».
По данным Минсельхоза, основное поголовье мясного КРС сосредоточено в Южном федеральном округе (861,2 тыс. голов, или 40,8%). 17,7% приходится на Сибирский федеральный округ (373,6 тыс. голов), 15,1% - на Приволжский федеральный округ (319 тыс. голов), 13,1% - на Центральный федеральный округ (277,4 тыс. голов), 6,9% - на Северо-Кавказский федеральный округ (145,6 тыс. голов), 3,8% - на Уральский федеральный округ (79,3 тыс. голов), 1,7% - на Северо-Западный федеральный округ (36,7 тыс. голов) и всего 0,9% - на Дальневосточный федеральный округ (19,9%).
По данным Всероссийского научно-исследовательского института племенного дела, самыми крупными производителями говядины в 2013 году стали Башкортостан (7,1%), Татарстан (5,5%), Алтайский край (4,3%), Краснодарский край (4,2%), Дагестан (3,4%), Оренбургская область (3,4%), Саратовская область (3,1%), Ростовская область (2,8%), Воронежская область (2,8%), Красноярский край (2,5%).
Развитию мясного скотоводства в регионах препятствует недостаток финансирования. «Не секрет, что мясное скотоводство в целом ряде регионов не то что не является приоритетным, а является сиротой и падчерицей, на которую смотрят свысока да искоса, не понимая, что каждое новое рабочее место в мясном скотоводстве стимулирует появление от 6 до 8 рабочих мест в смежных отраслях сельского хозяйства и даже в отраслях, не связанных напрямую с сельским хозяйством, – говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. - Кумулятивный эффект мясного скотоводства общеизвестен для всех, кто в этом понимает».
По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации скотопромышленников Романа Костюка, слабое развитие отрасли связано не с уровнем господдержки, а с недостаточным информированием инвесторов о ее экономических возможностях. Инвестиционная активность в мясном скотоводстве пока не соответствует его потенциалу, сетует он.
«Люди, обладающие финансами и профессиональным знанием менеджмента, способные инвестировать и построить бизнес-проекты в этой отрасли, не видят производственных возможностей зарабатывания денег», - объясняет эксперт. На посвященных мясному скотоводству специализированных мероприятиях, как правило, обсуждаются сугубо производственные вопросы. «Мы говорим о технологиях, а деньги в отрасль не приходят, потому что они находятся не у специалистов, а у людей, занимающихся финансовыми вопросами, - продолжает Костюк. - Поэтому сегодня, на наш взгляд, основной проблемой становится профессиональное освещение финансовых возможностей отрасли мясного скотоводства как нового источника добавочной стоимости и валового национального продукта страны».
Поголовье мясного скота и помесного скота в России, по оценке эксперта, может увеличиться в 3-4 раза по сравнению с нынешними 2 млн голов. Помимо прироста производства отечественной говядины, это даст огромный кумулятивный эффект в виде роста доходов населения, вовлечения в промышленный и финансовый оборот земель и предприятий, развития сопутствующих сфер по воспроизводству, технологиям и консалтингу, генерирования спроса на квалифицированные кадры.
«Отрасль мясного скотоводства может стать локомотивом развития страны с точки зрения огромного количества смежных эффектов для зарабатывания денег, решения вопросов развития экономики в целом и проблем продовольственной безопасности, поскольку продукция отрасли – это сырье для целого ряда смежных отраслей, - цитирует Костюка SoyaNews. - Ресурс отрасли – это 90 миллиардов рублей, ежегодно уходящих только на покупку мяса за границу. Мы не говорим о субпродуктах, о деньгах кожевенной отрасли, об обеспечении предприятий оборудованием и сельхозтехникой, о работе с молодыми людьми. Мясное скотоводство способно вовлечь в свой оборот настолько мощные ресурсы государства, привлечь и обернуть настолько мощно деньги, что найти в АПК схожую отрасль практически невозможно!».
В плане начальных издержек производство говядины гораздо выгоднее производства молока. «Если мы строим проект в молочном животноводстве, то порядка 70% инвестиций у нас уходит на малоликвидные инфраструктурные капитальные затраты, в технику, в здания и прочий инструментарий для работы с животными, а в мясном скотоводстве на это требуется не более 30% - обратная пропорция! – рассуждает Костюк. - В этом смысле ликвидность отрасли по первичным инвестициям в стадо, возможность управления стадом как финансовым инструментом в любой момент времени позволяет мясному скотоводству быть очень интересным финансовым рынком для вовлечения денег банков, инвестиционных групп и венчурных фондов в правильно построенные проекты. Не хватает в отрасли разговора с финансистами, чтобы обозначить перспективы денег этого возможного нового драйвера развития экономики страны».
Анна Соколова
as@soyanews.info
as@soyanews.info
регион:
Россия