Нация ГМО
В США, наверное, не осталось продуктов питания, при производстве которых не использовались бы генетически модифицированные организмы. Отрасль, похоже, всесильна. Однако постепенно формируется лагерь противников, и назревают изменения.
28.07.2014
Источник: http://forbes.kz/
Американская сеть фастфуда Chipotle выпустила в понедельник четырехсерийный телевизионный фильм Farmed and Dangerous, который должен изменить отношение потребителей к ситуации в пищевой отрасли. В сериале в сатирической форме идет атака на пищевую промышленность. Это не первая попытка обратить внимание на недостатки отрасли. По заказу той же компания в октябре был выпущен короткометражный фильм Scarecrow, который должен был заставить американцев задуматься о том, из чего производят продукты питания. За один месяц фильм посмотрели более семи миллионов человек.
Сеть Chipotle выступает за безопасное сельскохозяйственное производство. В марте компания стала первой американской сетью, которая запретила при производстве своих продуктов использовать генетически модифицированные компоненты. На финансовых показателях компании это не отразилось. Прибыль за прошлый квартал выросла на 30% до почти 80 миллионов долларов. Однако пока что Chipotle практически в одиночку борется за революцию в аграрной и пищевой отрасли.
С 1996 года генетически модифицированные организмы стали прочной составляющей американской пищевой промышленности. От 70 до 80% всех продуктов питания на рынке содержат компоненты с измененной структурой ДНК. Когда крупнейшие химические концерны Monsanto и DuPont заговорили о генетически модифицированных сортах зерновых, дискуссий не возникло, говорит Пэтти Ловера (Patty Lovera) из организации Food and Water Watch: «Переориентация происходит стремительно, никто не спрашивал потребителей, а компании направили деньги на рекламу, чтобы убедить отрасль».
Сопротивление растет
Отсутствие сопротивления со стороны потребителей, обусловлено, в том числе, культурными предпосылками. Американцы, в отличие от европейцев, на протяжении десятилетий мало интересовались тем, что они едят. «Нам нужно наверстать упущенное», – говорит Ловера. Повернуть руль в другую сторону сейчас тяжело. Сегодня фермеры практически не могут найти кукурузу или сою, которая не была бы генетически модифицированной. Но сопротивление в США постепенно растет. В 26 штатах специалисты по защите прав потребителей разработали проект закона, который предписывает обязательную маркировку продуктов, которые содержат генетически модифицированные организмы. «Если вы спросите потребителей, они в большинстве случаев обеспокоены и требуют более жесткого регулирования рынка», – говорит Ловера. Более 90% американцев поддерживают идею маркировки продуктов. Мэн и Коннектикут стали первыми американскими штатами, проголосовавшими за эту инициативу. Но с одним ограничением – новые правила вступят в силу только тогда, когда их поддержат соседние штаты.
Промышленность против
Сдержанность со стороны пищевой промышленности понятна. Отрасль сопротивляется всеми способами. Только в Калифорнии и Вашингтоне перед голосованием по законопроекту в 2012 году промышленность вложила почти 70 миллионов долларов в маркетинговые кампании, чтобы настроить население против инициативы. В феврале влиятельная торговая ассоциация пищевой промышленности Grovery Manufacturers Association создала Объединение безопасной и доступной пищи (Coalition for Safe Affordable Food), чтобы с его помощью подчеркнуть преимущества продуктов, в которых используются ГМО. Аргументы отрасли заключаются в том, что генетически модифицированные сорта зерновых более безопасны, исключают случаи неурожая, а их ростки более устойчивы к вредным воздействиям. К тому же, они позволяют выставлять более низкие цены для конечных потребителей. Сайт GMOAnswers.com призван дать ответы на вопросы обеспокоенных потребителей и разъяснить ситуацию. За созданием сайта, который начал работу в июне, стоят промышленные гиганты Monsanto и DuPont.
Цель концернов понятна. Они борются против принятия законов в отдельных штатах, настаивают на том, чтобы Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов классифицировало генетически модифицированные компоненты как натуральные, и требуют добровольной маркировки для «заинтересованных нишевых потребителей». Обязательная маркировка будет вводить в заблуждение и давать потребителям неверное ощущение того, что существует риск употребления таких продуктов, говорит Карен Батра (Karen Batra) из промышленного союза Biotechnology Industry Organization (BIO).
Пищевая промышленность оказывает огромное влияние, прежде всего, на федеральном уровне, говорит Ловера. Поэтому компании настаивают на регулировании вопроса на федеральном уровне и не хотят бороться в отдельных штатах. Министерство сельского хозяйства США должно вскоре принять решение о допуске нового поколения генетически модифицированных семян химичеcкого гиганта Dow Chemical, которые выносят обработку канцерогенными пестицидами.
«Мы – в самом центре эксперимента»
Предвыборное обещание Обамы 2007 года ввести маркировку генетически модифицированных продуктов, похоже, повисло в воздухе. Огромное число компаний получает на этом большую прибыль, говорит эксперт аграрной отрасли Каролин Димитри (Carolyn Dimitri) из Нью-Йоркского университета. «Нет причин для отказа от данной практики и поиска альтернативы», – отмечает она.
Критики считают аргументы компаний лицемерными. «Мы находимся в самом центре эксперимента. Какими будут его последствия, мы сможем увидеть только через много лет», – говорит Ловера. Активисты цитируют выводы исследований, доказывающих, что употребление гербицидов с введением новых сортов зерновых значительно повысилось, в то время как число неурожаев, несмотря на обещания, не снизилось. «Якобы чудодейственное средство, похоже, не работает», – говорит Ловера. Время искать альтернативные варианты.
Наблюдается движение в этом направлении. Помимо Chiptole на развиие ситуации отреагировала и компания Whole Foods. Американская сеть биосупермаркетов планирует до 2018 года обязать своих поставщиков маркировать все продукты, при производстве которых использовались ГМО. «Такие шаги показывают, что существует рынок для продуктов, произведенных без использования ГМО», – говорит Ловера.