Качество гарантируем?
В последние годы качество российских зерновых снижается. Среди главных причин — нехватка финансирования, высокий спрос на фураж и проблемы с погодой. Однако в этом году ожидается не только хороший валовый сбор, но и увеличение доли продовольственного зерна.
03.09.2014
Источник: http://www.agroinvestor.ru/
Несмотря на увеличение объема урожаев, в последние годы падает качество производимого зерна. В прошлом году было собрано на 3,4% меньше зерна 1−4 классов, чем в 2012-м, и это при более высокой урожайности, отмечает советник Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки Юрий Чистяков. Правда, по данным службы, доля зерна продовольственных кондиций остается в достаточно стабильном диапазоне — 76−86%.
Основная причина снижения качества — насыщение рынка, считает эксперт. «Мы полностью обеспечиваем себя продовольственной пшеницей 3 класса, на экспорт в основном идет 4−5 класс, поэтому многие аграрии не заинтересованы закупать качественные семена, вкладывать в технологии: вырастет 4 класс — хорошо, 5-й — тоже неплохо, все равно он будет реализован за рубеж», — рассказывает он. По словам Чистякова, сейчас сельхозпроизводители зарабатывают преимущественно не на качестве, а на количестве: чем больше посеял и собрал, тем выше получил прибыль.
Качество выросло
В этом году качество зерна в целом получается неплохим, говорил в середине августа руководитель сельскохозяйственного департамента сюрвейерской компании «СЖС Восток Лимитед» Сергей Державин. «Протеин, натура и влажность соответствуют требованиям экспортных контрактов, но есть некоторые проблемы с соотношением протеина и клейковины для основного экспортного продукта — пшеницы 4 класса», — указывал он. Этот факт был отмечен на юге России и в Черноземье. Вероятно, клейковина снизилась из-за интенсивных дождей, шедших в этих регионах в июне-июле; как результат, доля фуража увеличилась по сравнению с прошлым годом.
Для сельхозпроизводителей это минус, поскольку элеваторы принимают у них товар по ГОСТ, где ключевым показателем для определения класса является именно клейковина, обращает внимание Державин. «С другой стороны, для экспорта это плюс: можно закупать фуражное зерно, которого, по нашей оценке, примерно четверть урожая, и продавать его как продовольственное после смешивания с последним», — делится он.
В то же время в этом году будет достаточно много — тоже порядка 25% — и пшеницы 3 класса, но здесь соотношение белка и клейковины гораздо лучше, отмечает Державин.
Директор информационно-аналитического департамента Российского зернового союза Рудольф Булавин соглашается, что в этом году качество зерна в целом выше, чем в прошлом. Он судит по отдельным хозяйствам, с которыми работает союз. «Во многих регионах погода была идеальна для формирования хорошего урожая не только по количеству, но и по качеству», — добавляет эксперт.
Гендиректор пензенской компании «Колос» (занимается продажами зерна) Аркадий Исенин тоже считает, что качество зерна в этом году нормальное. В Пензенской и Саратовской областях, где компания делает основные закупки, получено в основном продовольственное зерно 3 и 4 классов. «Погодные условия были хорошие, хватило влаги и солнца, отсюда и результат, — поясняет он. — В то же время будет ощущаться нехватка фуража для комбикормовой промышленности, так как объемы его сбора уменьшатся».
В прошлом году наблюдалась обратная ситуация: из-за дождей много зерна проросло, клейковина снизилась, и оно переходило в разряд фуражного, поэтому урожай продовольственной пшеницы был ниже.
Требования экспортеров
К зерну, которое поставляется на экспорт, у стран-импортеров есть определенные требования, но они в большинстве своем не выше российских стандартов. «Многие клиенты обращаются к нам, чтобы удостоверить качество зерна, отправляемого на экспорт, сертификатом государственной организации, которая защищает права зернотрейдеров на международном рынке, — отмечает Чистяков. — Это связано еще и с тем, что без такой гарантии перед импортерами либо заинтересованными лицами открывается возможность признавать поступающие партии российского зерна некачественными, а это повод для применения эмбарго на поставку».
Зерно нового урожая выдерживает основные экспортные требования, продолжает Державин. В частности, у него хорошая натура — 780−800 г/л, что на 15−20 г/л выше, чем в прошлом году.
Пока практически нет проблем и с числом падения. «Те партии, которые мы тестировали, имеют число падения в диапазоне 200−400 секунд, что полностью отвечает нормативам ГОСТ и в 95% случаев — международным требованиям, — отмечает эксперт. — В Волгоградской и Ростовской областях есть некоторые проблемы с зерном, поврежденным клопом вредной черепашкой, — у него слабая клейковина (более 105 единиц ИДК).
На локальном рынке эта пшеница также классифицируется как кормовая, по оценке «СЖС Восток Лимитед», в общем объеме ее порядка 5−10%. Такой фураж нельзя смешивать с продовольственным зерном, пытаясь выровнять качество первого, предостерегает Державин. Протеин и уровень клейковины улучшатся, но будет существенно занижаться W-показатель (сила муки), и партия станет непригодной для отправки на экспорт.
В прошлом году, напоминает эксперт, на фураж был высокий спрос. «На рынке его практически не было, так как его добавляли в зерно 3−4 класса и вывозили как продовольственную пшеницу», — знает он. Сейчас большинство трейдеров, для того чтобы проходить по цене, тоже подмешивает до 20% фуражного зерна в экспортные партии.
«В этом нет ничего удивительного, только нужно помнить про особенности этого сезона: на таких смесях нельзя получить силу муки и клейковину как в прошлом году, следовательно, необходимо делать поправки в спецификациях по новым экспортным контрактам», — советует Державин.
Теряют в цене
В августе основная торговля велась южной пшеницей и частично зерном из Черноземья, где не было особых проблем с качеством. К новому году активизируются поставки зерна из Поволжья, Центральной зоны, Урала — на этом этапе стоит ожидать ухудшения показателей, прогнозирует Державин. Например, число падения зависит от условий и сроков хранения, а учитывая то, что ожидается большой валовый сбор, возникнет вопрос, как и где хранят урожай.
Если на открытых токах, то зерно может набрать влагу, прорасти с последующим уменьшением показателя числа падения. «В результате понижения классности пшеница рискует потерять в цене даже на внутреннем рынке», — обращает внимание эксперт. По экспортным требованиям число падения должно быть не менее 220 секунд.
По динамике уборочной кампании и средней урожайности зерна в августе сбор шел по графику 2008 года, когда было намолочено 108 млн т. «Теоретически этот результат достижим, учитывая, что добавится 1,2−1,3 млн т крымского зерна, — рассуждает Булавин. — Поэтому даже с учетом локальных засух в центральных регионах вал на уровне 100 млн т реален. При этом пшеницы будет намолочено минимум 58 млн т».
Ожидания большого сбора уже отразились на ценах, отмечает Булавин. В разных регионах с начала поступления нового урожая падение достигло 1,8−2,5 тыс. руб./т, сравнивал эксперт в середине августа.
«Но здесь нас поддержит то, что в отдельных странах Европы (Франции, Германии, Румынии), а также США и Канаде была дождливая погода, и теперь там прогнозируют проблемы с качеством пшеницы, — знает эксперт. — Этот факт также способствует тому, что в этом году наше зерно идет на «ура»: в июле был установлен месячный рекорд по вывозу как всего зерна, так и пшеницы».
Основные российские покупатели — Турция и Египет — не являются ключевыми рынками для США, а вот с европейским зерном наша страна конкурирует напрямую. «Учитывая, что Турция в этом году собрала на 3 млн т меньше, чем в 2013-м, у нее есть все шансы выйти на первое место по объемам закупок российского зерна, опередив Египет», — думает Булавин.
Благодаря росту валового сбора и качества зерна увеличится и вывоз в целом. По оценке Российского зернового союза, при урожае 100 млн т и внутреннем потреблении около 67 млн т, экспортный потенциал в сезоне 2014/15 достигнет 30 млн т. «Если не повлияют политические факторы», — оговаривает эксперт. Большие объемы экспорта в свою очередь приведут к тому, что цены на зерно будут расти.
Российская пшеница очень конкурентоспособна по качеству, считает Державин. Она традиционно лучше украинской, румынской и болгарской. Если в дело не вмешается политика, то экспорт зерна в этом сезоне будет выше, чем в прошлом, соглашается он с Булавиным.
Как повышать качество
По мнению Чистякова, сейчас российские сельхозпроизводители как никогда должны быть заинтересованы в существенном повышении качества всей агропродукции и зерна в частности. «В последние годы на это не обращали достаточно внимания, на первом месте стояли валовые показатели, решались задачи преодоления дефицита, потом — выхода на мировые рынки, — комментирует он. — Сейчас мы вышли из дефицитной экономики, попали в тройку крупнейших экспортеров зерна, и теперь необходимо осознать, что продавать нужно не просто тонны, а качественный продукт».
Несмотря на то, что в Сибири качество зерна традиционно выше, чем в других регионах страны, местные сельхозпроизводители тоже сталкиваются с проблемами.
Основная из них — низкая натура: зерно легковесное в силу климатических условий. «Наша пшеница обычно с высоким содержанием протеина, даже если хозяйство нацелено выращивать фураж, все равно по качеству в большинстве случаев зерно получается ближе к продовольственному, — рассказывает гендиректор компании «Сибирский хлеб» (Новосибирская область) Павел Миклухин. — По зараженности у нас ситуация лучше, чем в южных регионах: мы ограждены от большинства вредителей за счет резко наступающих холодов». Поэтому и при хранении зерно не так портится, не теряет качества.
А вот показатели сорности в каждом хозяйстве индивидуальны. Растениеводство в Сибири, как правило, низкодоходное направление, поэтому не каждое агропредприятие может позволить себе закупить весь комплекс современной техники и вовремя провести химпрополку, которая позволяет собирать меньше «мусора». «Содержание сорных примесей может доходить до 15−20%, — оценивает Миклухин. — А это значит, что приходится тратить больше денег на подработку зерна на изношенном доперестроечном оборудовании».
В то же время мука из сибирской пшеницы получается более пушистой и светлой, чем из обычного краснозерного зерна. «Наша пшеница по качеству всегда была на уровне канадской, а зерно шло как улучшитель в европейские регионы страны», — подчеркивает руководитель.
Свое зерно «Сибирский хлеб» реализует местным переработчикам — на мельницы и крупозаводы. В последнее время большую часть объемов забирают комбикормовые предприятия. По словам Миклухина, в регионе наблюдается явный дефицит фуражного зерна, а спрос на него с каждым годом растет.
«Без выхода на экспорт в качестве альтернативы цена на фуражную и продовольственную пшеницу у нас практически не различается, — говорит он. — Мало того, иногда за продовольственное зерно дают меньше, чем за кормовое». Если бы у аграриев Сибири был стабильный выход на внешние рынки, то цена на качественную пшеницу в средний по урожайности год, по мнению руководителя, могла вырасти на 25−30%.
Гендиректор агрофирмы «Прогресс» (Краснодарский край) Александр Неженец отмечает, что в этом году многие кубанские хозяйства столкнулись с проблемой фузариоза.
В мае и июне выпадало до 2,5 месячной нормы осадков (в каждом из месяцев), что, конечно, повлияло на качество зерна. Застраховать себя от этой проблемы можно за счет соблюдения сортовой политики. «Например, есть сорт пшеницы «Васса», который очень хорош по урожайности (в 2012 году получили 83 ц/га), но он не подходит для наших условий предгорья, потому что склонен к фузариозу, а на юго-востоке края традиционно высокая влажность, — делится он. — В этом году снижение урожайности на этом сорте доходило до 30%, а на других сортах проблем с фузариозом не было». Также защитить растения от этого заболевания поможет двукратная обработка фунгицидами, добавляет руководитель.
Но даже эту проблему можно преодолеть, если доля зараженного зерна невысока, а хозяйство оснащено технически. Нужны хорошие склады, зерноочистительные и сушильные машины, лаборатории. «Фузариозное зерно, которое мы получили в одном из наших отделений, подработали, очистили и таким образом снизили долю заражения с 3% до 1,5%, — рассказывает Александр Неженец. — Затем эту пшеницу смешали с качественной, чтобы выйти на норматив не более единицы».
50% урожая «Прогресс» реализует на экспорт, поэтому оно должно соответствовать стандартам и требованиям стран-покупателей. В этом году в агрофирме, не считая проблемы с фузариозом, качество получилось неплохим — 3 и 4 класса. «Мы отправляли машины на экспорт и не одну из них не вернули, претензий не было», — доволен Неженец. Цена за хорошее качество, по его словам, была вполне приемлемой: за 4 класс с клейковиной 18% трейдеры давали 6,8 тыс. руб./т, за 3 класс — 7,1 тыс. руб./т.
Гендиректор «Зерноторговой компании» (входит в «Иволга-Холдинг») Александр Арцибашев отмечает, что на качество зерна влияет несколько факторов: соблюдение сроков сева, выполнение агротехнологий, техническая оснащенность предприятия. «Но бывает, что, несмотря на все старания, гигантские вложенные средства в удобрения, семена и прочее, после сева наступает жара, а во время сбора идут дожди, и результат получается совсем не таким, которого ожидали, — признает он. — Невозможно все предвидеть, тем более погоду, от которой так зависит итог труда аграриев».
Раньше «Иволга» продавала на экспорт до 60% урожая, собранного в своих российских хозяйствах. Но за последние три года доля вывоза сократилась до 10−15%, рассказывает Арцибашев. «Во-первых, основная часть наших хозяйств находится в Курской и Оренбургской областях, то есть достаточно далеко от портов. А чем дальше от них, тем невыгоднее цена», — поясняет он. К тому же, добавляет топ-менеджер, региональные переработчики стали более-менее достойно платить за зерно.
В хозяйствах холдинга в Курской области в этом году получилось больше фуражной пшеницы. В зависимости от предприятия ее доля колеблется от 30% до 50% от общего урожая зерна.
Разрыв в ценах на зерно разного качества довольно существенный. В этом году пшеница с протеином 12,5% (3, 4 класс) при реализации на экспорт в середине августа стоила $245/т (FOB), а фуражная из-за активного украинского вывоза — порядка $205/т (FOB). «Разница в цене $40/т в итоге дает значительную сумму», — оценивает Арцибашев.
Есть отличия и на внутреннем рынке. Например, в Курской области в то же время пшеницу 4 класса покупали по 6,4 тыс. руб./т, 3-го за 6,7−6,8 тыс. руб./т, цена кормовой доходила до 5,6 тыс. руб./т.
Нет контроля
При продажах на внутреннем рынке законодательство не обеспечивает обязательный государственный контроль качества зерна, напоминает Юрий Чистяков. «С момента ликвидации Хлебной инспекции все операции в стране ведутся на основе договоренностей сторон и с участием той или иной лаборатории по определению качества, — рассказывает он. — Часто это приводит к продолжительным судебным спорам в отношении качества поставленного зерна, штрафным санкциям и экономическим потерям».
Такая ситуация складывается из-за отсутствия на рынке единой уполномоченной госслужбы по оперативному решению споров по качеству зерна, его порче и рациональному использованию.
Что в регионах?
На 30 июля Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки обследовал 13,8 млн т зерновых агрокультур более чем в десяти регионах страны.
Как отмечали специалисты службы, качество ставропольской пшеницы в этом году в сравнении с предыдущим значительно лучше: она высоконатурная, стекловидная, с высоким содержанием клейковины, число падения соответствует контрактным поставкам.
В Краснодарском крае в период уборки урожая из-за большого количества осадков развился фузариоз колоса. В большинстве районов Кубани при обследовании пшеницы и ячменя были обнаружены партии с наличием фузариозных зерен.
В Курской области более 60% (303 тыс. т) от объема обследованной продовольственной пшеницы не соответствуют ГОСТ по содержанию клейковины — ее всего 8−16%.
Инна Ганенко
регион:
Россия