Мигулев: в Тверской области меняется отношение к сельскому труду

О достижениях и задачах АПК Тверской области, влиянии экономических санкций на отношения сельхозпроизводителей с торговыми сетями в интервью РИА Новости рассказал министр сельского хозяйства области Павел Мигулев.
24.10.2014
Источник: http://ria.ru/
— Павел Иванович, каковы предварительные итоги сбора урожая в этом году?

— В данный момент собран практически весь урожай, за исключением некоторых овощных культур — буквально последние гектары убираются, все остальные виды культур убраны в хранилища. Зерновые и зернобобовые убраны полностью, намолочено 115,2 тысячи тонн зерна (в 2013 году — 93,7 тысячи тонн), урожайность составляет 17,6 центнеров с гектара (в 2013 году — 15,1 центнера). Лен вытереблен на площади 6,5 тысяч гектаров, что составляет 100% от уборочной площади. Идет заготовка и сдача льнотресты на льнозаводы и засыпка семян под урожай 2015 года. Картофель также полностью убран, валовой сбор — 320,2 тысячи тонн, урожайность — 138 центнеров с гектара. Сейчас идет массовая реализация картофеля населению и закладка на зимнее хранение. Овощи убраны на площади 3,6 тысячи гектаров, что составляет 85% от уборочной площади, валовой сбор — 58,1 тысячи тонн, урожайность — 161,4 центнера с гектара.

Должен сказать, что в целом сельхозпроизводители довольны итогами этого года, несмотря на то, что было сложно: за 36 лет моей работы на селе 2014 год был одним из самых тяжелых.

— В чем причина?

— Прошлой зимой практически не было снега: обычно он сходит с полей к 20-25 апреля, а в этом году сошел на две недели раньше, а это немалый срок для почвы. Во-вторых, запасы почвенной влаги были на 50% меньше нормативов. Мы думали, что делать — рано сеять, чтобы сохранить влагу и успеть, но в таком случае можно попасть под морозы. Второй вариант — дождаться тепла, но тогда уйдет влага. В результате было решено рано посеять, несмотря на риск попасть под морозы. Но морозов не было, и мы успели сохранить влагу — все получилось. При этом в мае практически на всей территории Тверской области не было дождей, но в результате раннего сева влага в почве осталась, корневая система сформировалась, и растения не пострадали.

В результате мы получили увеличение валового сбора зерна на 35%. Это для нас очень хороший показатель, и на зимний период мы заготовили больше кормов, больше концентратов. А главное, что последние годы мы закупаем новое высокопроизводительное оборудование на предприятия АПК. В том числе благодаря современному оборудованию за эти 3-4 года мы добились увеличения валового сбора картофеля в два раза. Для обеспечения потребностей области надо 160 тысяч тонн картофеля, а сегодня мы собираем до 340-360 тысяч тонн, что позволяет продавать излишки в соседние регионы. Нашу картошку покупают Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Вологда и другие регионы.

— Расскажите о межрегиональном сотрудничестве в сфере сельского хозяйства.

— Мы заключили соглашение о сотрудничестве с Республикой Крым, которое содержит, в том числе, положения о партнерстве в области сельского хозяйства. В Крыму из-за климата картофель дает небольшой урожай. Мы могли бы поставлять в Крым картофель, а в Тверь возить ту плодоовощную продукцию, которая у нас не производится.

С северными регионами тоже работаем: в Мурманскую область возим картошку (там ее тоже практически нет), а из Мурманска получаем рыбную продукцию. Растительное масло мы получаем из Липецка, сахарный песок — из Воронежа, муку — из Краснодара, Курска и Воронежа. Наш семенной картофель идет в южные регионы, где его высаживают и получают ранний картофель.

— В последние три года область сделала резкий рывок в производстве и переработке мяса…

— Была сделана ставка на строительство крупных животноводческих комплексов, прежде всего — свиноводческих. Если пять лет назад поголовье свиней Тверской области составляло порядка 85-88 тысяч голов, то на начало этого года мы имеем уже около 200 тысяч свиней. Сейчас строится еще один крупный комплекс — на 270 тысяч голов, то есть на выходе мы будем иметь 470 тысяч голов. Таким образом, Тверская область полностью обеспечила свои потребности в мясной продукции.

Также у нас действуют две крупные птицефабрики, которые производят до 50 тысяч тонн мяса птицы. Есть производство говядины от мясных пород, но его доля пока не более 10%. Сейчас мы занимаемся строительством мясоперерабатывающих комплексов. В июне запущено предприятие в Кашинском районе, в сентябре — Дмитрогорский мясоперерабатывающий комплекс, который производит одной только колбасной продукции до 300 тонн в сутки. Я сторонник крупного современного производства, где выше интенсификация, производительность труда, социальная защищенность сотрудников. Хотя, конечно же, приветствую все формы ведения хозяйства.

— Каковы основные проблемы отрасли и как вы их решаете?

— Наша стратегия — произвести и переработать. Проблемы заключались в том, что продукцию полноценно не могли довести до потребителя — картошку соберем, но до весны значительная часть испортится. Молоко произведем, а товарного вида нет. Мясо продавалось не в том виде, в котором его хотел бы видеть потребитель. Сейчас мы эту проблему решаем — наши предприятия создают условия для хранения и глубокой переработки продукции.

Кроме того, до введения санкций перед нами остро стояла проблема реализации, потому что рынок был переполнен импортом и нашим товарам практически не оставалось места на прилавке. Ситуация меняется, пошел спрос на нашу продукцию, и сейчас московский регион предлагает, чтобы мы больше привозили продуктов. В столице впервые за долгое время нам бесплатно предоставляют торговые площадки, и наши сельхозпредприятия и фермеры регулярно туда приезжают. Думаю, что предприятия торговли будут просить еще больше товара — я сам уже вижу как рядовой покупатель, что доля российской продукции в торговых точках растет.

— Есть ли проблемы, которые вам пока не удалось решить?

— Безусловно, в любом деле есть свои сложности, и мы не исключение. Не могу жаловаться, мы получаем существенную поддержку от государства, особенно в последние годы. Это средства из областного бюджета, федеральный центр помогает. Конечно, нам бы хотелось, чтобы были ниже цены на ГСМ, минеральные удобрения, энергию, чтобы окончательно была налажена поставка сельхозтехники — эти вопросы были и остаются. Но, кто работает, тот решает свои проблемы, мы уверенно смотрим вперед.

— Как обстоят дела с кадрами на селе?

— Демографические и экономические проблемы, дезинформация населения относительно того, что "на селе ничего нет", — все это привело к тому, что люди активно покидали село. Остались те, кто действительно любят землю и хотят работать. При этом современные условия труда и производства отличаются от того, что было раньше: на новом оборудовании человеку гораздо легче работать. Поэтому мы развеиваем миф о сельском труде. Да, это непростая работа, как и любая другая на любом современном предприятии.

Создавая достойные условия работы, мы стараемся обеспечивать работников достойной заработной платой. Наши специалисты, занятые в сельхозпроизводстве, получают губернаторские надбавки в течение пяти лет, плюс мы им помогаем с жильем — строим за счет областного и федерального бюджета дома. Сотрудники выплачивают 30% стоимости, остальную часть расходов берет на себя государство. Федеральный центр нам в этом очень здорово помогает.

Что касается подготовки специалистов, то надо учесть, что уровень аграрника вчерашнего и сегодняшнего дня существенно отличается в силу интенсификации производства — технологии идут вперед. Мы неслучайно вводим новые специальности в сельскохозяйственной академии — технологов, маркетологов, менеджеров, экономистов, товароведов, механиков по разным типам машин. Производство меняется, меняется система подготовки кадров.

— Привлекаете ли вы труд иностранцев?

— Да, но доля трудовых мигрантов в сельском хозяйстве носит незначительный характер и составляет не более 3-5%.

— Каковы ваши планы на будущий год?

— Могу сказать, что Тверская область способна нарастить объемы сельхозпродукции, особенно по картофелю, овощам и мясу. В настоящее время рассматривается вопрос о субсидировании до 35% сельхозтехники из федерального бюджета, начиная с 2015 года. Если вопрос будет решен положительно, то это позволит произвести модернизацию парка сельскохозяйственной техники.

Второй вопрос, который мы хотим решить — строительство дорог. Нужна функционирующая транспортная сеть, развитие которой мы связываем с помощью из федерального бюджета. Третье направление — строительство оптово-распределительных центров. Мы планируем строительство хранилищ, логистических центров и других объектов. Подчеркну, что в 2014 году АПК региона оказана серьезная государственная поддержка по новым направлениям, и мы надеемся на такое же динамичное сотрудничество в 2015 году.

регион: Тверская обл.



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика