Мясной сектор привлек $7,2 млрд
К 2021 году Россия сможет производить до 3% мирового объема мяса.
15.01.2015
Источник: http://www.agroinvestor.ru/
Автор - Альберт Давлеев, президент консалтинговой компании Agrifood Strategies и вице-президент Международной программы развития птицеводства (IPDP).
Через шесть лет производство мяса в нашей стране увеличится до 9,4 млн т убойного веса, прогнозирует автор этой статьи. Импорт сократится более чем вдвое, а по объемам ввоза Россия переместится с первого на четвертое место в мире.
На российском рынке мяса в последние годы произошли значительные перемены. С него постепенно уходили семейные хозяйства, уступая место сельхозпредприятиям.
Высокий приток населения в города дал заметный толчок развитию в стране розничной торговли. Кроме того, за последние 15 лет существенно изменились предпочтения потребителей: например, сегодня больше востребованы не тушки птицы, а натуральные полуфабрикаты с высокой добавленной стоимостью. Покупатель предпочитает свежее и охлажденное мясо замороженному.
В повседневном рационе курица занимает место говядины. Однако в перспективе, скорее всего, наиболее быстрыми темпами будет расти потребление свинины.
Производство и инвестиции
По данным Росстата, общее производство мяса за период 2005—2014 годов увеличилось с 4,7 млн т до 8,6 млн т (здесь и далее — в убойном весе). При этом производство мяса птицы выросло с 1,4 млн т до 3,9 млн т, а свинины — с 1,6 млн т до 3 млн т. С другой стороны, за тот же период производство говядины сократилось на 5,5% — с 1,8 млн т до 1,7 млн т.
В структуре производства, переработки и поставок мяса наблюдалась явно выраженная тенденция к вертикальной интеграции, неэффективные производители банкротились, а мелкие фермы уступали место крупным товарным предприятиям. В птицеводстве доля индустриальных компаний за 2005-2014 годы выросла с 71% до 92%, а в свиноводстве —с 33% до 68%.
Оставшаяся доля производимого мяса как и раньше приходится на мелкие хозяйства. Сельхозпредприятия, как правило, считают, что мясное скотоводство не приносит доходов. Соответственно, за этот период их доля в производстве говядины сократилась с 36% до 31%, а доля мелких и личных хозяйств в этом секторе достигает почти 70%.
Высокая доходность и растущий спрос на фоне защиты рынка и программ государственной поддержки привели к инвестиционному буму в российской мясной отрасли. За 2009−2014 годы сектор сумел привлечь $7,2 млрд.
Большая часть этой суммы — примерно 44% всех инвестиций в мясную отрасль — будет направлена на производство мяса птицы, 33% — свинины, 13% — говядины. Объем дополнительно привлеченных инвестиций в мясопереработку составит около $537 млн. Также следует отметить, что недавняя глобальная экономическая рецессия заставила ряд российских компаний пересмотреть амбициозные планы расширения бизнеса и приостановить реализацию проектов в мясной отрасли.
В России, как и других странах, производители мяса сталкиваются с многочисленными рисками. В первую очередь можно сказать о низкой операционной эффективности, невысоком качестве кормов, волатильности цен на фуражное зерно, недостаточном доступе к транспортной инфраструктуре, нестабильном энергоснабжении и т. д.
Также высоки риски, связанные с болезнями птицы и животных (птичий грипп, африканская чума свиней, ящур и т. д.), и безопасностью пищевых продуктов. Немаловажными факторами, влияющими на бизнес, остаются повышение учетных ставок и длительные сроки окупаемости проектов. Также на секторе сказывается политика — высокий уровень защиты рынков, изменение государственных приоритетов в финансировании мясной отрасли.
Тем не менее вложения в новое производство мяса бройлеров, с учетом стандартных рыночных допущений, цен на выпускаемую продукцию и стоимости капитала, все еще могут быть прибыльны.
Однако срок их окупаемости составляет девять лет, что немало, причем такие инвестиции особо чувствительны к росту цен на корма. Их удорожание всего лишь на 10% сделает проекты нерентабельными. С другой стороны, достижение более высоких значений конверсии корма позволило бы увеличить внутреннюю норму доходности по инвестициям с 15% до 18% и сократить срок окупаемости до восьми лет.
Рост отрасли
Среднегодовой объем мирового производства говядины, свинины и мяса птицы вырастет с 262 млн т (за 2006−2010 годы) до 330 млн т (прогноз на 2021 год), то есть на 26%. Также ожидается, что в России производство этих видов мяса за аналогичный период вырастет с 6 млн т до 9,4 млн т. За счет ожидаемого наращивания производства мяса птицы доля нашей страны в общемировом производстве мяса вырастет с 2,3% (средний показатель за 2006−2010 годы) до почти 3% к 2021-му.
Ожидается, что с восстановлением стада КРС производство говядины, в последнее время пережившее период стагнации, станет увеличиваться быстрее. Однако самой быстрорастущей отраслью (2,2% в год) останется птицеводство: к 2021 году по объемам оно обгонит производство мяса других видов.
За прошедшие годы во всех звеньях цепочки производства мяса на глобальном уровне было отмечено значительное повышение продуктивности скота благодаря селекционной работе и более совершенному управлению стадом, особенно в области кормления. Эти улучшения позволили сделать производство мяса более эффективным.
Несмотря на рост себестоимости, за последние 50 лет производство мяса выросло на 300%, увеличилось и общее количество крупного рогатого скота (на 57%), свиней (137%), птицы (40%) и мелкого скота (49%). Таким образом, повысилась «отдача» (коэффициенты отдачи рассчитываются как отношение произведенного мяса к численности скота), то есть выход мяса, получаемого от одного животного.
В ряде стран с переходной экономикой, например Бразилии и Китае, коэффициенты отдачи увеличивались очень высокими темпами. В Индии и России отмечается рост уровня отдачи в производстве свинины. Коэффициенты отдачи зависят от множества факторов, в частности, системы производства мяса (интенсивное, пастбищное и т. д.), предпочтений потребителей и прочих факторов, сильно различающихся в разных странах.
Так, в ряде государств Африки коэффициенты отдачи, как и темпы роста мясного сектора, довольно низкие, поскольку животные в хозяйствах могут использоваться в качестве тягловой силы и для других целей.
Сейчас и в дальнейшем развитие отрасли будет определяться не только продуктивностью животноводства, но и совершенствованием всей цепочки поставок, в первую очередь, по части холодильного хранения. Это особенно актуально для многих развивающихся стран, где возможности хранения и транспортировки мяса до сих пор ограничены.
Импорт и экспорт
Несмотря на ожидаемые высокие цены, согласно прогнозу ОЭСР-ФАО, импорт мяса вплоть до 2021 года продолжит расти. Основными факторами, которые будут определять ввоз мяса развивающимися странами, станут рост населения и его благосостояния, а также высокая зависимость спроса от уровня доходов.
По прогнозу ОЭСР-ФАО, среднегодовой объем мирового импорта говядины, свинины и мяса птицы должен увеличиться с 24 млн т в 2006—2010 годы до 31 млн т в 2021 году, то есть на 29%. Российский ввоз мяса за тот же период сократится с 3 млн т до 1,3 млн т (на 57%). Этот результат будет достигнут за счет ожидаемого роста производства мяса птицы и свинины. Доля России в глобальном импорте мяса сократится с 12% (2006−2010 годы) до примерно 4% к 2021 году. Если в 2006—2010 годах Россия была крупнейшим мировым импортером мяса, то к 2021 году, как ожидается, по этому показателю она переместится на четвертое место, пропустив вперед Японию, страны Африки к югу от Сахары и Саудовскую Аравию.
В ответ на повышение спроса на мировом рынке будет расширяться экспорт, в основном за счет поставок мяса птицы и говядины. Основными источниками роста станут, как ожидается, Северная и Южная Америка: в 2021 году на эти регионы придется до 70% общего расширения экспорта мяса.
В наибольшей мере увеличение вывоза обеспечат поставки из США и Бразилии — обе страны укрепят свое доминирующее положение на мировом рынке. В 2021 году на них придется до 80% прироста в объемах мировой торговли мясом птицы.
Главными экспортерами говядины будут Бразилия, Австралия, Индия, Канада, Аргентина, Новая Зеландия, Уругвай и Парагвай. Основными импортерами — Япония, Россия, США, Корея и Египет. Ожидается, что в будущем Иран и Вьетнам также нарастят объемы ввоза этого вида мяса.
Крупнейшими экспортерами свинины в 2021 году, как и прежде, будут ЕС, США, Канада и Бразилия, а закупать свинину станут Япония, страны Корейского полуострова, Мексика, Россия и страны Африки к югу от Сахары.
Основной объем экспортных поставок мяса птицы в 2021 году обеспечат Бразилия, США, Таиланд, 27 стран Европейского союза и Аргентина, а в качестве крупнейших импортеров выступят страны Африки к югу от Сахары, Саудовская Аравия, Вьетнам, Мексика и Китай.
Потребители станут обращать все больше внимания на вопросы безопасности продуктов питания, поэтому российским предприятиям, занимающимся производством и переработкой мяса, придется тщательнее следить за обеспечением качества продукции.
Несмотря на улучшение ситуации и принятие национальных стандартов анализа рисков и критических контрольных точек (ХАССП), пока не все производители мяса обеспечивают соответствие национальным правилам и нормам, регулирующим качество и безопасность продукции.
Особое внимание производителям необходимо уделять вопросам бактериального загрязнения и максимально допустимых уровней остаточного содержания ветпрепаратов.
Независимые исследования по распространению сальмонеллы позволили установить, что возбудителями сальмонеллеза заражено 32% продаваемых в России тушек курицы, в то время как в США и странах ЕС этот показатель находится на уровне 4−6%. Таким образом, для российских производителей ключом к увеличению доли рынка должны стать постоянное совершенствование производственного процесса и инвестиции в обеспечение безопасности продуктов питания.
Ожидается, что высокие цены на мясо будут приносить устойчивые доходы от экспорта, что мотивирует поставщиков к дальнейшим инвестициям в расширение производства и продаж, несмотря на учащающиеся запреты импорта, оправдываемые вопросами безопасности пищевых продуктов и санитарии.
Такие вложения стран-экспортеров, скорее всего, подтолкнут российских производителей к повышению конкурентоспособности, поскольку ожидается, что в соответствии с обязательствами, взятыми при присоединении к ВТО, страна либерализирует импорт мяса.
Спрос и потребление
Согласно Сельскохозяйственному прогнозу ОЭСР-ФАО на 2012−2021 годы, мировой спрос на мясо будет увеличиваться, и по темпам роста обгонит другие важнейшие сельхозтовары.
Это произойдет в основном благодаря крупным экономикам Азии, странам-экспортерам нефти и государствам Латинской Америки. В период до 2021 года среднемировое потребление мяса на душу населения будет повышаться, причем на 70% за счет мяса птицы. В 2021 году птицеводческая отрасль выйдет на первое место, обогнав лидирующее сейчас свиноводство.
Потребление будет повышаться не только в силу изменения привычек и предпочтений людей, но и под воздействием увеличения населения и его доходов. За последние тридцать лет рост потребления мяса на 60% определялся именно приростом населения, и на 40% — увеличением дохода и душевого потребления. Мировое среднедушевое потребление мяса напрямую коррелирует с валовым национальным доходом, рассчитанным с учетом паритета покупательной способности.
Расширение осведомленности потребителей о благополучии животных в плане содержания, о том, как отрасль потребляет водные ресурсы и в какой мере влияет на проявление парникового эффекта, также способно изменить спрос на отдельные виды мяса, особенно в развитых странах.
По прогнозу, 82% роста мирового потребления мяса придется на развивающиеся страны. При этом объемы среднедушевого потребления мяса в США, ЕС и Японии вряд ли намного превысят уровень 2006−2010 годов. Ожидается увеличение потребления и в тех странах, где возможен рост доходов потребителей, в том числе Уругвае, Бразилии, Аргентине, Чили, Малайзии, России. В Восточной Европе потенциал повышения потребления мяса (без учета мяса птицы) также высок.
Несмотря на ожидаемое увеличение потребления мяса в целом, в пересчете на душу населения Россия к 2021 году, скорее всего, не догонит по этому показателю США, Бразилию, Аргентину, Австралию и 27 стран ЕС, но оставит позади Украину, Мексику, Южную Корею и Китай.
Начиная с 2000 года, на фоне повышения доходов и общего экономического подъема, обусловленного ростом цен на нефть и газ, население стало потреблять больше мяса.
В 2005 году Россия, согласно Всемирному банку, перешла в категорию стран с высокими доходами. За период 2005—2010 годов показатель потребления и реализации мяса увеличивался в среднем на 12% в год. В 2010 году Россия потребила около 9,1 млн т мяса. Таким образом, если в 2005 году душевое потребление составляло 52 кг в год, то сейчас средний россиянин за год потребляет около 69 кг мяса. На общем фоне объемы потребления мяса других видов, в частности, ягнятины, баранины и крольчатины, несущественны.
Хотя потребление мяса значительно увеличилось, оно до сих пор ниже установленной Минздравсоцразвития рациональной нормы — 75 кг на человека в год. Поэтому по сравнению с другими странами у нас есть значительный потенциал роста.
В соответствии с принятой стратегией развития мясной отрасли, ожидается, что в 2015 году душевое потребление мяса и мясопродуктов достигнет 71,2 кг в год, а к 2020 году — 75,2 кг. При этом рынок мяса птицы в натуральном выражении вырастет на 38%, свинины — на 36%, говядины — на 23%. Потребление мяса других видов останется на маргинальном уровне в 3%.
КОММЕНТАРИИ
Даниил Хотько, эксперт рынка мяса Института конъюнктуры аграрного рынка
Автор статьи говорит о том, что инвестиции в птицеводство все еще остаются прибыльными и при эффективном подходе к бизнесу могут окупаться за восемь лет. С другими традиционными видами мяса — свининой и говядиной — мы этого сейчас не наблюдаем. Срок окупаемости проектов в этих секторах будет выше.
Прежде всего, это объясняется более длительным периодом оборачиваемости: бройлер вырастает в среднем за 40−45 дней, свинья — от трех до шести месяцев, КРС — свыше года. Тем не менее сейчас еще остались ниши, где производство крайне мало, значительную долю рынка составляет импорт или большая часть продукции производится в ЛПХ. Но спрос на данные виды мяса есть и в перспективе может вырасти.
Например, это касается мяса кролика.
А вот в секторе производства говядины позитивных сигналов мы не видим. Текущий тренд — постепенный рост стада мясного КРС и числа реализуемых проектов на фоне драматичного сокращения поголовья молочного направления и уменьшение производства говядины в процессе выбраковки фуражных коров. В случае успешной реализации крупных проектов по производству говядины от высокопродуктивного КРС и замедления темпов сокращения молочного скота совокупное производство говядины в России может возрасти до 1,68 млн т (в убойном весе) к 2020 году, что будет соответствовать среднему приросту на уровне 0,5%/год.
Сейчас мы активно наращиваем экспорт мяса птицы в страны Юго-Восточной Азии и СНГ. По итогам 2014 года вывоз может составить 62−65 тыс. т (с учетом стран ТС). Постепенно растут поставки свиных субпродуктов, которые почти полностью закупает Гонконг. Несмотря на то что товарная структура экспорта специфична (преобладают субпродукты свиней и птицы), потенциал для дальнейшего роста объемов есть, перспективными направлениями должны стать развивающиеся африканские страны, а также Ближний Восток. Серьезным ограничением для вывоза мяса из России является ветеринарная составляющая: с этой точки зрения российские производители часто не могут удовлетворить требования потенциальных покупателей.
К 2021 году импорт говядины может снизиться наиболее существенно, поскольку доля этого вида мяса на российском рынке велика и по итогам 2014 года составит 35%. В ближайшей перспективе развитие проектов в области мясного скотоводства может помочь сократить до минимальных значений поставки охлажденной говядины.
Спрос на мясо во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране, в том числе и от темпов роста цен на продовольствие. В 2014 и 2015 годах мы увидим рекордно высокие темпы повышения цен (сопоставимые с 2010 годом +15%). Однозначно, это остановит прежний рост спроса на мясо. Потребление в 2014 году также сократится ввиду снижения емкости рынка. В среднесрочной перспективе, через один-два года, цены на мясо стабилизируются на комфортном для населения уровне, в том числе на это повлияет рост производства свинины, ожидающийся в 2016—2018 годах.
Анастасия Залуцкая, управляющий партнер консалтинговой группы «НЭО Центр»
Кроме рисков, мешающих развитию мясной отрасли России, которые перечислил автор статьи, важно отметить, что этот сектор практически полностью зависит от зарубежных поставок племенных животных и инкубационного яйца из таких стран, как Канада, США, Австралия, а также из Европы. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, есть риск возникновения дефицита импортного племенного материала для воспроизводства товарного стада вследствие санкций и увеличения его стоимости из-за роста курсов валют.
Выходом из сложившейся ситуации является создание в России собственной племенной птицеводческой и животноводческой базы для обеспечения постоянного воспроизводства скота и птицы. Инвесторы уже учитывают эту проблему, и часть реализуемых в настоящее время проектов в животноводстве и птицеводстве включают в свою структуру селекционные центры по выращиванию прародительского и родительского стада. Однако таких проектов недостаточно для полного обеспечения внутренних потребностей страны.
Еще одним фактором, определяющим рост отрасли, является наличие квалифицированных кадров, способных в полной мере обеспечить производственный процесс.
На данный момент в России наблюдается нехватка таких работников в сельском хозяйстве. Поэтому многие реализуемые проекты характеризуются более длительными сроками выхода на проектную мощность, недостижением запланированных показателей производственной и экономической эффективности, проблемами с обслуживанием и погашением кредитов.
Если говорить о прибыльных секторах мясной отрасли, то кроме выращивания бройлеров, о котором говорит автор, в последние пять лет активно развивается производство индейки. Диетические свойства и низкий уровень потребления данного мяса в России по сравнению с зарубежными странами, а также возможности замещения импорта привлекли в отрасль таких серьезных игроков, как «Евродон», «Дамате», «Черкизово». Однако сейчас конкуренция на этом рынке растет, а привлекательность для новых инвесторов снижается. В целом в проектах по производству индейки рентабельность по EBITDA может достигать 30−35%, а срок окупаемости может составлять от шести до восьми лет в зависимости от масштабов, наличия полного цикла производства и возможности получения субсидий.
Что касается потребления мяса, то рациональная норма по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) составляет 81 кг/чел. в год. Таким образом, возможный рост потребления в России составляет порядка 5,5 кг/чел. в год или около 800 тыс. т мяса (потребление с учетом шпига и субпродуктов; в 2013 году оно составило почти 75,5 кг/чел. — «Агроинвестор»).
регион:
Россия