Глава Olam в России: "Мы не будем менять планы из-за кризиса"

Вице-президент Olam International, генеральный директор "Русмолко" Суманта Кумар Де рассказал Milknews об антикризисном плане компании и о том, почему в Россию сейчас выгодно инвестировать.
25.03.2015
Источник: http://milknews.ru/
Прошлый год был насыщенным на события для молочного рынка. Как вы оцениваете итоги работы вашей компании в прошлом году?

Суманта Кумар Де: Действительно, 2014 год был сложным. Но, тем не менее, мы достигли поставленных задач и определили для себя новые реалистичные цели. Мы завершили комплектацию молочной фермы на 4600 голов дойного стада в с. Аршиновка Пензенской области. Комплекс работает и производит 100 тонн молока высшего сорта в сутки. Мы наработали определенный опыт в производстве качественных кормов, полностью обеспечили ими выросшее поголовье, заложили запасы на 1,5 года. Конечно, на нас оказали влияние кризис и девальвация рубля - также, как и на все компании, которые вынуждены закупать за рубежом сырье, ветеринарные препараты, кормовые добавки. Рублевые цены на импортные компоненты выросли от 40% до 100% по разным позициям. Это не могло не отразиться на себестоимости молока.

С другой стороны, введенное в августе эмбарго на экспорт продовольствия из-за рубежа негативно повлияло на структуру потребления среди местного населения. Тем не менее, президент на переговорах в Минске дал понять, что в ближайший год с небольшим геополитическая ситуация в стране должна нормализоваться.

Когда произошли все эти события: введение эмбарго, девальвация рубля, рост ставок по кредитам, вы не были расстроены и разочарованы приходом в Россию?

Суманта Кумар Де: Мы понимаем, что это проблемы геополитического характера и контролировать их мы не можем. Данные вопросы коснулись не только молочного рынка и агропромышленного сектора. Они затронули каждого. Путин, Обама и Меркель пытаются найти выход из сложившейся ситуации, а мы, в свою очередь, просто должны делать свое дело как можно лучше. Все кризисы рано или поздно заканчиваются, и мы как лидеры рынка должны сохранять спокойствие и работать в интересах наших людей и нашего бизнеса.

Olam всегда работает в трудных странах - Кот-д'Ивуар, Габон, Конго, Камерун, Буркина-Фасо. Что вас заставило прийти в Россию?

Суманта Кумар Де: Если вы посмотрите на историю компании Olam за последние 25 лет, то увидите, что мы работаем практически на всех континентах. Россия для нас не такая уж сложная страна. Мы успешны в Индонезии, Вьетнаме, Габоне, Нигерии, Бразилии, Уругвае и т.д. Большинство людей считают их «сложными» с точки зрения ведения бизнеса. Но нам известна формула работы в странах с развивающейся экономикой, так что мы легко адаптировались к работе в условиях российского рынка. Я не вижу никаких объективных причин, препятствующих ведению бизнеса в России. В любой стране нужно, прежде всего, понять специфику ее рынка, и тогда вы достигнете успеха.

Как вы считаете, выше ли уровень коррупции в России по сравнению с другими странами?

Суманта Кумар Де: Сельское хозяйство – тяжелый труд. Этот бизнес не слишком коррумпирован именно потому, что он не особо привлекателен и не приносит сверхприбылей. Намного большее влияние на него оказывают такие факторы как климат, погода, плодородность почв, доступность рабочей силы, наличие инфраструктуры. Я думаю, что сельское хозяйство и молочное животноводство не так сильно вовлечены в процессы, где возможна коррупция. Но если сравнивать Россию с Сингапуром или Евросоюзом, уровень коррупции здесь выше и это то, над чем Россия должна работать.

То есть столкнувшись с этими проблемами вы не пожалели, что пришли в Россию? Что здесь оказалось вообще не таким, как вы предполагали?

Суманта Кумар Де: Мы знали, что в России холодно. Это правда! Мы знали, что в России не очень много людей, говорящих по-английски, поэтому весь бизнес придется вести на русском. Это правда! Нас предупреждали, что в таких городах как Пенза будет сложно найти квалифицированные кадры и нам придется много инвестировать в их подготовку. Эти проблемы для нас не новые. Если вы работаете по всему миру, причем чаще всего в странах с развивающейся экономикой, вы постоянно сталкиваетесь с подобными трудностями. 

Что вы делаете, чтобы решить проблему дефицита кадров?

Суманта Кумар Де: Я бы хотел отметить, что русские в целом очень образованные и эрудированные люди. Почти все наши работники читали Пушкина, Толстого и Лермонтова. Это вряд ли пригодится им на ферме, хотя показывает, что общий уровень образованности достаточно высок. Проблема в том, что специалисты не повышают свой профессионализм в соответствии с современными требованиями.

В Китае, Индии или Бразилии вы столкнетесь точно с такими же проблемами. В этой ситуации вам просто нужно найти образованного человека, который готов учиться и развиваться дальше.

В «Русмолко» [российская "дочка" Olam International - прим. Milknews] есть отдел по обучению персонала и организации тренингов. Кроме того, мы сотрудничаем с аграрными колледжами и институтами. Мы приглашаем на работу выпускников, обучаем их, принимаем экзамены. В конечном итоге платим высокую заработную плату и создаем достойные условия труда. Сегодня нам нужно приложить максимальные усилия, чтобы вернуть молодежь в село. Мы не хотим, чтобы молодые люди уезжали в Москву в поисках легкой жизни, которая на практике может оказаться не такой уж и легкой.

Есть ли у вас антикризисный план?

Суманта Кумар Де: Производство молока - не краткосрочный бизнес и не вариант для тех, кто хочет заработать деньги за 2-3 года. Это дело, рассчитанное на поколения, и добиться успеха в нем возможно только в том случае, если вы готовы работать на перспективу.

В будущем мы бы хотели расширить наше молочное производство, построить новые фермы, а также стабилизировать свои позиции на рынке. И кризис в данном случае - явление временное, об этом надо помнить. Если сложная ситуация в экономике длится всего полгода или год, не стоит все бросать и уходить с рынка. Поэтому мы не собираемся менять свои планы из-за кризиса: мы будем по-прежнему кормить коров, лечить их, давать им витамины, платить людям зарплату и нанимать новых сотрудников. В ближайшее время мы не будем вносить изменения в существующие проекты и сделаем все возможное, чтобы поддержать мотивацию персонала.

Что касается инвестиций, то к этому вопросу мы собираемся подходить осторожно, каждый раз пересматривая риски, связанные с девальвацией и кризисом. Хотя с другой стороны, текущий момент может быть привлекательным для инвестиций, но со значительными рисками.

Вы инвестируете в производство сырья. Вы не задумывались о том, чтобы сделать вертикально интегрированную компанию - нового гиганта на молочном рынке как Danone?

Суманта Кумар Де: Бренд Danone работает только на конечного потребителя, а Olam - это бренд категории B2B. Мы хотим стать лучшими среди производителей молока, но у нас нет плана стать конкурентами Danone. Конечно, если ты сам производишь, и сам перерабатываешь, это позволяет иметь стабильную цену на сырье. Но мы прекрасно понимаем, что для работы в переработке - с сетями и потребителями - нужен совершенно иной опыт. Хороший фермер должен уметь производить качественное молоко, возделывать землю и заготавливать корма. А хороший переработчик должен производить хороший йогурт или сыр и быть в состоянии довести их до конечного потребителя. Для этого нужны совершенно разные навыки.

Как вы считаете, в нынешней ситуации достаточна ли поддержка отрасли со стороны российского Минсельхоза?

Суманта Кумар Де: На рынке ощущается дефицит молока, и отрасль явно нуждается в привлечении новых инвесторов. Однако постоянное изменение правил игры на рынке заставляет инвесторов нервничать. Очень трудно строить бизнес, когда ты не знаешь, что будет завтра. Это особенно важно для молочного животноводства, где сроки окупаемости проекта составляют 10-15 лет. Я знаю, что Минсельхоз понимает проблему и хочет помочь производителям молока. Политика – непростое занятие: всегда найдется кто-то недовольный твоими действиями.

При участии СОЮЗМОЛОКО мы выстраиваем диалог с властью, кроме того, чувствуем поддержку со стороны Минсельхоза Пензенской области. Конечно, хотелось бы, чтобы эта поддержка была более ощутимой. У России достаточно природных ресурсов, чтобы выйти на самообеспечение в сфере производства молока. Россия в состоянии накормить свое население и не зависеть от импорта. Нужно, чтобы Минсельхоз сосредоточил все усилия и стабилизировал ситуацию.

Хотите ли вы, чтобы эмбарго на импорт молочной продукции в Россию продолжалось?

Суманта Кумар Де: Некоторые считают, что российские молочники получат какую-то выгоду от введения эмбарго на импорт продукции. Не думаю, что в долгосрочной перспективе это пойдет нам на пользу. У некоторых компаний появилась возможность резко нарастить объемы производства. Это, прежде всего, компании, производящие сыры и другие продукты импортозамещения. Но если эмбарго продлится слишком долго, реальной пользы от него не получит никто: ни производитель молока, ни переработчик, ни покупатель.

Хотя один неоспоримый плюс в санкциях точно есть: на сельское хозяйство и его проблемы наконец-то обратили внимание. Россия - одна из немногих стран мира, обладающая большими запасами земли и воды, и она обязана этими ресурсами пользоваться. Эмбарго позволило это увидеть и сосредоточиться на решении вопроса продовольственной безопасности. Я уверен, что Россия достигнет значительных успехов в этом направлении.


Справка 

Международная сельскохозяйственная компания Olam International Limited основана в 1989 году сингапурской компанией Kewalram Chanrai Group (KC Group), одной из старейших (более 150 лет) торговых компаний, которой сейчас принадлежит около 14,6% акций Olam. Контрольный пакет - 58,4 % - принадлежат сингапурскому инвестхолдингу Temasek Holdings. 7,2% акций принадлежит сотрудникам компании, в том числе 4,6% - топ менеджменту. 

Olam Зарегистрирована на Сингапурской фондовой бирже в 2005 году. В свободном обращении находится около 19,8% акций.

Компания выращивает, продает и обрабатывает продовольственное и промышленное сырье в 16 товарных группах, имеет около 13 600 компаний-клиентов. В собственности компании более 100 перерабатывающих заводов.

Представлена в 65 странах, где работает с 3,9 млн фермеров. Особое внимание уделяет развивающимся рынкам. 

В компании занято 23 000 сотрудников.

Ежегодные объемы продаж в натуральном выражении - 15,9 млн тонн продукции, оборот - $20,8 млрд, чистая прибыль в 2014 году - $641,3 млн.
теги: КРС
регион: Россия



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика