Подсолнечное импортозамещение
Сможет ли Россия заменить соевый шрот подсолнечным? Из-за ослабления рубля соевый шрот, часть которого производится из импортных бобов, существенно подорожал. Замначальника Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Дарья Снитко предлагает кормовой индустрии обратить внимание на подсолнечный шрот – он вдвое дешевле. Дискуссия об этом состоялась на конференции Russian Feed Industry в Москве.
24.04.2015
Источник: SoyaNews
Мировой опыт использования подсолнечного шрота в кормопроизводстве невелик. Крупнейшие производители подсолнечника, Украина и Россия, этим вопросом особо не занимались. Активней всего подсолнечный шрот используют страны Евросоюза. Этот регион производит более 8 млн т подсолнечника и охотно импортирует украинское и российское сырье.
Кукурузно-соевая модель кормления скота в США и Бразилии установилась из-за природных предпосылок для выращивания этих культур. Возделывать сою в России проблематично, рост ее производства у нас не будет бесконечным, считает аналитик. «Все страны стремятся к тому, чтобы использовать свои природные преимущества и региональные культуры по максимуму, и меньше импортировать, - говорит она. - Страны ЕС пользуются своим преимуществом – соседством с Украиной и Россией. Весь тот шрот, который нам не нужен, покупают не задорого».
В структуре европейского потребления доля подсолнечного шрота растет, соевого – снижается. Распространению подсолнечного шрота способствует специфическая структура европейского производства мяса, в частности, этот продукт часто применяется в кролиководстве. Некоторые компании, например ADM, разрабатывают для Европы рецептуры кормов с использованием подсолнечного сырья и активно продвигают их на рынке ЕС.
По данным Снитко, подсолнечный шрот широко используется в кормовых рационах Казахстана (49,5% от общего потребления шротов), Украины (44,3%) и Израиля (42%). Пример последнего особенно показателен - в израильском животноводстве доминирует бройлерное птицеводство. «Это к вопросу о том, можно ли использовать для бройлеров подсолнечный шрот», - комментирует эксперт «Газпромбанка».
Слайд из презентации Дарьи Снитко
Подсолнечные продукты действительно уступают соевым по питательным характеристикам, признает она. Однако нынешняя макроэкономическая ситуация располагает к переходу на более дешевое сырье. В Европе разница в ценах на сою и подсолнечник снижается. В России же, напротив, становится все выгоднее сокращать издержки с помощью подсолнечных продуктов.
Из сои произведено 55% используемых у нас шротов, из подсолнечника - 34%. По словам г-жи Снитко, многие российские производители выбирают подсолнечный шрот при значительной ценовой разнице с соевым. Чтобы задействовать отечественное сырье в полной мере, нужен технологический прорыв, уверена она.
Бройлерная индустрия в США развивалась с прицелом на потребление соевого протеина. За последние 100 лет и питательные свойства, и технологии переработки сои шагнули вперед. Россия тоже может усовершенствовать подсолнечник. «А что было бы, если бы бройлерная индустрия развивалась бы не в Америке? Может, если бы она развивалась в России, весь мир бы сейчас сидел на подсолнечном шроте, - рассуждает Дарья Снитко. - Я предлагаю не мифологизировать традиционную схему кормления, а настраиваться на то, что экономика нас толкает в сторону новых технологий».
Слайд из презентации Дарьи Снитко
Генетика выращиваемых в России кроссов кур (Кобб, Росс и Хаббард) заточена на кукурузно-соевые рационы, возражает исполнительный директор ТД «Содружество» Сергей Соколовский, - на подсолнечнике они быстрее расти не будут. Себестоимость нужно рассчитывать не по цене кормового сырья, а по килограмму мяса, настаивает он. «У правильных хозяйственников, использующих даже дорогой соевый шрот, себестоимость мяса птицы лучше», - говорит представитель соевого гиганта.
Кормить подсолнечным шротом бройлеров не всегда интересно, соглашается г-жа Снитко, но его можно задействовать в других сегментах животноводства. «Хотя если соевый шрот будет вчетверо дороже подсолнечного, мы можем вернуться к этому вопросу (пока только вдвое), - говорит она. - Мы купили за границей технологии животноводства, а технологии растениеводства и кормопроизводства мы так легко купить не можем. У нас севооборот другой. Мы никуда не денемся, нам придется это развивать».
«Курице нужен не подсолнечник или соя, а баланс аминокислот, - отмечает гендиректор группы «Кубаньагропрод» Евгений Кабанов. - В сое этот баланс наилучший, а если заменять ее подсолнечником, то надо учитывать стоимость синтетических аминокислот, которые придется добавить в корм». А вот разработка специализированных сортов подсолнечника, по его мнению, весьма перспективна, и такие сорта уже появились.
Выгоду подсолнечного шрота нельзя оценивать в отрыве от рынка масла и себестоимости 1% протеина, напоминает глава компании «Агрокомсервис» Андрей Вран. «В определенных рецептах подсолнечник никак не подходит по усвояемости», - добавляет он.
Есть технологии, повышающие уровень протеина в шроте, рассказывает главный эксперт Национального союза свиноводов Григорий Аксаньян. «Но все равно потребление этого шрота ограничено физиологическими возможностями организма, - заявляет он. - А протеин в нем невозможно поднять до такой степени, чтобы сбалансировать рацион».
«Мы говорим о классическом подсолнечнике, а сейчас есть высокобелковые сорта, - парирует исполнительный директор Масложирового союза России Юрий Морозов. - Сейчас можно изменить аминокислотный состав, а протеин у некоторых сортов может доходить до 40%. Мы выходили в отраслевые союзы с таким предложением, надеюсь, этот диалог продолжится. Мы готовы вместе с нашей наукой эти вопросы обсуждать».
«Ограничением для нас является клетчатка, - делится опытом главный технолог по кормопроизводству группы «Продо» Елена Бахтина. - Если бы подсолнечный шрот содержал 12-14% клетчатки, это дало бы нам очень значительную экономию в выращивании бройлеров и свиней. Есть опыт Украины, где в бройлерные рецепты вводится до 20-25% подсолнечного шрота. Результаты получаются хорошие – и конверсия, и привесы. При этом подсолнечный шрот имеет высокий протеин и низкую клетчатку – не более 12%. То есть продукт очень интересный, стоит дешевле соевого шрота, на старте, может, не заменит, но на финише и росте в любом случае даст лучшую экономику по сравнению с соевым шротом».
Анна Соколова
регион:
Россия