Кому помогла экспортная пошлина на зерно?

Agro2b попытался выяснить, кому запретительная пошлина на экспорт зерна пошла на пользу и к чему это приведет.
03.06.2015
Источник: http://agro2b.ru/
Комментируя результат функционирования экспортной пошлины на зерно, которая действовала в России с 1 февраля по 15 мая 2015 года, министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что "это позитивно сказалось на рынке, рост цен остановлен". "Этот инструмент сделал свое дело", - добавил он на встрече с журналистами 26 мая.

Напомним: после того, как рубль стремительно девальвировался, российские власти заподозрили экспортеров зерна в намерении вывезти за границу критические объемы зерна и ввели по сути запретительную пошлину на экспорт.

Однако это не помешало России за текущий сельхозгод (с июля 2014 года) экспортировать 28,07 млн тонн зерна, что на 18,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года (23 млн 708 тыс. тонн). В частности, экспорт пшеницы вырос до 20 млн 083 тыс. тонн с 17 млн 303 тыс. тонн в предыдущем году.

При этом, как отмечают эксперты, властям удалось добиться поставленных целей: цена на муку не подскочила. Но что касается комбикорма, с помощью которого власти планировали регулировать отпускные цены на мясо, то вряд ли этот рычаг можно назвать эффективным. Например, как следует из публичного отчета ГК "Черкизово", средняя цена реализации куриного мяса агрохолдингом в первом квартале 2015 года выросла на 24% до 96,5 рубля за килограмм, свинины – на 34% до 98,3 рубля за килограмм.

По данным портала SoyaNews, хорошие урожаи и развитие переработки привели к тому, что за год (с 2013-го по 2014-й) средняя цена комбикорма упала с 13 233 руб за тонну до 11 736 руб (это при том, что с 2012-го по 2013-ый корма, наоборот, – подорожали почти на 4 тысячи!). Но уже в январе 2015 года этот показатель вырос до 14 тысяч рублей, а в феврале достиг значения в 15 тысяч рублей за тонну. В ЮФО, по данным SoyaNews, средняя цена на комбикорм в феврале превышала 17 тысяч.

Конечно, на фоне 40%-ой девальвации рубля такое удорожание не выглядит катастрофическим. Те же производители удобрений, по словам участников рынка, еще в декабре подняли цены на свою продукцию на 40%, и уже с этих позиций позже, под нажимом правительства, согласились на примирительные скидки для отечественных аграриев.

Так помогла ли экспортная пошлина решить проблему доступности комбикормов?

«Стоимость кормов снижалась, и результаты этого мы все увидели в отчетах публичных компаний, – говорит директор аналитического агентства «Совэкон» Андрей Сизов. – Показатели в свиноводстве демонстрируют двухзначную рентабельность».

Но почему эти успехи животноводов никак не отражаются на магазинных ценниках? Ведь задача государства состояла не в том, чтобы дать заработать бизнесу, а в том, чтобы не расстраивать электорат.

«Все потому, – говорит Андрей Сизов, – что цена на мясо у нас определяется не себестоиомстью».

Причиной всему, считает эксперт, стоимость импорта: чем его меньше в стране, тем дороже то, что можно еще найти на рынке. И каким бы дешевым не был комбикорм, на рядовом покупателе колбасы это никак не скажется.

К слову сказать, тем же комбикормам для свиней, птицы и КРС особо нет повода дешеветь, поскольку состоит он не из одного зерна.

«Российские заводы импортируют почти весь объем минерально-витаминных добавок, – говорит председатель Совета директоров Волховского комбикормового завода Сергей Вааль.– На добавки приходится до 40% себестоимости кормов. Сначала года добавки подорожали на 60–80%».

Дорожают и шрот, и жмых, которые в отдельных видах кормов составляют до 60% и без которых не будет ни привесов, ни надоев.

Пока что чиновники рапортуют об увеличении производства мяса, и это действительно так. Например, «РусАгро» – крупнейший агрохолдинг России – в публичной отчетности заявляет о том, что продажа полутуш у него за первый квартал 2015 года увеличилось на 189% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го года; комбикормов — на 120%.

Но как заполняются опустевшие стойла — сказать сложно.

В марте Agro2b уже писал о том, что в стране продолжают вырезать дойное стадо. С начала года оно сократилось на 2,8%.

Минсельхоз же тем временем ждет рекордных урожаев зерновых – более 100 млн тонн. Если мрачные прогнозы финансистов сбудутся, рубль продолжит плавное падение, новая экспортная пошлина снова станет запретительной и в стране образуется избыток зерна. Кто будет поедать зерно, не вывезенное за границу в предстоящем сельхозгоду, – непонятно. Данные о росте стада в России весьма приблизительные. Да и есть ли он – этот прирост? Ведь санкционная война России с западом больно ударила по многим инвестиционным планам аграриев.

«Главная проблема — это удорожание проектов: подорожали заемные средства, оборудование, скот. В результате многие инвестпроекты к концу 2014 года были заморожены, или сокращены, – говорит Андрей Сизов. – Другая проблема — падение покупательской способности населения. Ведь до сих пор весь сектор рос за счет роста внутреннего потребления. Сейчас потребление животного протеина в стране снизилось, и нету того объема импорта, который можно было бы снять для оздоровления ситуации».

Сокращая потребление мяса, россияне таким образом отказываются из своего кошелька оплачивать стратегические ошибки властей в реализации плана продовольственной безопасности страны.

А вслед за ними, похоже, свое веское слово решили сказать аграрии. По данным «СовЭкон», в настоящий момент сев яровой пшеницы отстает от показателей аналогичного периода прошлого года на один миллион гектаров. Возможно, полагают эксперты, это связано с прохладной весной. Но они не исключают, что таким образом российские растениеводы пытаются уйти от настойчивых попыток государства изъять у них честно заработанные деньги и заменяют злосчастную пшеницу культурами, не облагаемыми пошлиной.
регион: Россия



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика