Цифра недели: 11%

ЦБ не рискнул завершить год снижением ключевой ставки, сохранив ее на уровне 11%, хотя инфляция в ближайшие месяцы будет снижаться просто в силу статистического эффекта – на фоне прошлогоднего взлета цен.
16.12.2015
Источник: http://www.vedomosti.ru/
Фото:  corbisimages.com
Но ЦБ важна скорость этого снижения, а она – под непредсказуемым влиянием слишком многих переменных. Инфляция уже зависала в конце лета – начале осени, прекратив снижение из-за повторного падения цены нефти и новой волны ослабления рубля (тогда ЦБ и прервал снижение ставок).

Тот же самый процесс начался и накануне декабрьского заседания ЦБ, а предстоящее решение ФРС добавило неопределенности. Хотя к повышению ставок в США рынки готовы, у них пока нет понимания, будет ли ФРС и дальше повышать ставки и насколько быстро; не ясно и то, как долго и как сильно может падать цена нефти. В этих условиях снижение ставки создает риск, что вскоре ее придется повысить. Поэтому ставка может оставаться неизменной и еще квартал, и даже весь 2016 год: смотря как будут складываться влияющие на инфляцию обстоятельства.

Среди внешних обстоятельств есть и благоприятные, но их влияние российские власти стремятся нивелировать сами. За год по ноябрь продовольственный индекс ФАО снизился на 18%, а продовольствие в России подорожало на 16%. Запрет на импорт приводит к тому, что продукты питания – занимающие максимальную долю в структуре расходов россиян – дорожают ускоренно, в противофазе с другими странами. Полный эффект от запрета импорта продуктов из Турции никто подсчитать не в силах, поскольку перестройка торговых цепочек подсчету не поддается – в оценку самого ЦБ (0,2–0,4 п. п. к инфляции исходя из объема турецкого импорта) не входят допускаемые им же перебои с поставками. Точно так же оценка влияния на инфляцию «Платона» в 0,1 п. п. – это лишь прямой вычет из оборота розницы в пользу дорожного фонда и РТИТС 30 млрд руб., которые планируется собрать с грузовиков; влияния повышения цен по всей цепочке – начиная от производителей, тоже пользующихся федеральными трассами, – никто просчитать не в силах, как и роста административных издержек (дополнительной работы диспетчеров, бухгалтеров), как и того, что часть фур просто не выходит в рейсы, что ведет к росту стоимости услуг остальных.

Из-за спада экономики даже при возвращении нефти к $50 и без новых инфляционных шоков реальные зарплаты россиян к 2017 г. будут на 20% ниже, чем в 2014 г., прогнозирует ЦБ. Никто не считал масштаба падения не просто уровня, но и качества жизни граждан, методично лишаемых банального потребительского выбора – что есть, где отдыхать.

Взамен сжимающейся сырьевой ренты власти начинают рассматривать в качестве «ренты» ресурсы населения. Отсюда «платоны», сборы на мифический «капремонт» и весьма вероятное повышение налогов в скором будущем. Сложнее найти адекватную замену привычному внешнеэкономическому оружию Кремля – «Газпром» и «Роснефть» уже не годятся; и он ради устрашения французских фермеров и турецких строителей цинично лупит по терпеливому российскому населению. Одними помидорами оно не отделается. Высокая инфляция разъест его доходы и не даст возможности поддержать свое потребление за счет кредита.

Ольга Кувшинова
теги: бизнес
регион: Россия



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика