Сергей Михнюк: практически все поставщики кормовых добавок переходят на 100% предоплату
Серьезные санкции со стороны Запада не только обвалили курс рубля, но и разорвали сложившиеся цепочки поставок, привели к пересмотру условий сделок.
Как текущая ситуация повлияет на кормовую отрасль? Какие меры поддержки предпримет Минсельхоз? На эти вопросы Feedlot ответил исполнительный директор Национального кормового союза Сергей Михнюк.
04.03.2022
Источник: https://feedlot.ru/
В какой степени рост курса валют повлияет на стоимость импорта кормовых компонентов? Как мы знаем, аминокислоты и витамины большей частью закупаются в Китае, не в Европе.
Сергей Михнюк: Меня больше беспокоит не курсовая разница, а переход многих производителей – причем как в Европе, так и в Китае – на новые условия сделок. Практически все поставщики переходят на 100% предоплату. Соответственно, у большинства внутренних операторов кормового рынка возникает острая потребность в пополнении оборотных средств. Причина перехода на 100% предоплату, скорее всего, связана с тем, что Международное рейтинговое агентство S&P понизило суверенный кредитный рейтинг России до «ССС-» в связи с повышением риска дефолта. И поскольку наша отрасль является стратегически важной, то было бы вполне обоснованным рассчитывать на помощь государства.
Далее, вполне ожидаем пересчет стоимости производимых кормовых добавок по причине роста цен на производство в целом. Плюс к этому, так и не восстановленная на докризисный уровень стоимость логистики: в последние год-два она выросла в 2–3 раза. Вдалеке маячит инфляция основных валют, в которых идет расчет (доллар и евро), она возможна в ближайшее время.
Серьезные опасения также вызывает возможность своевременной поставки всех этих компонентов из Китая, и это помимо той логистической нестабильности, которая наблюдалась на протяжении последнего полугода. То есть вопрос будет даже не в деньгах, чтобы заплатить поставщикам за тот или иной продукт, а в том, чтобы все вовремя было произведено и поставлено на российский рынок. Тем более, что уже есть прецеденты как разворота контейнеров в море (MAERSK), так и попыток саботажа наземной логистики в отдельных европейских странах, что может привести к неисполнению обязательств участниками кормового рынка и срыву кормовых регламентов животноводов и птицеводов. В связи с тем, что очень много кормовых компонентов к нам идет из Китая, повторно хотел бы обратить внимание на проблему Забайкальского погранперехода. Как показала жизнь, это слишком «узкое» место для нас, и мы пока не знаем, как его можно расширить. Скорость доставки данной продукции из Китая по железной дороге через Забайкальск невысока – порой сроки движения товара затягивались до 3-х месяцев, что, конечно, неприемлемо в текущей ситуации.
Стоит ли ожидать очередного скачка себестоимости продукции животноводства?
Сергей Михнюк: Да, животноводам придется учитывать в своем ценообразовании последствия тех тектонических сдвигов, которые происходят в геополитической и, как следствие, финансовой сфере.
Доля кормовых добавок, импортируемых в РФ, составляет примерно 25% от стоимости производимых комбикормов. Корма, в свою очередь, занимают 60–70% в структуре себестоимости мяса. Таким образом, получается, что доля кормовых добавок в структуре себестоимости продуктов животноводства – около 16%.
Но более значимым является другой момент. Если те прогнозы, которые сейчас фигурируют в информационном поле, – я говорю о подорожании пшеницы до 400 долл. за тонну, – только начало, то непонятно, по какой тогда цене будут продаваться растительный белок, тот же соевый шрот. Если стоимость пшеницы начнет расти, то она, скорее всего, потянет за собой и другие зерновые культуры (например, кукурузу), которые пропорционально не только присутствуют в комбикорме, но и являются также ключевым сырьем при производстве аминокислот в Китае. Полагаю, что драйверами роста кормов будут именно эти позиции, но никак не кормовые добавки.
Располагаете ли Вы информацией, какие планируются меры поддержки отрасли со стороны Минсельхоза?
Сергей Михнюк: Насколько я знаю, на 2022 год запланированы меры поддержки животноводов с целью компенсации затрат на закупку кормов в размере 10 млрд руб., наподобие той программы, что действовала в 2021 году. О каких кормах идет речь – это уже следующий вопрос.
Что касается дополнительных мер поддержки со стороны Минсельхоза, говорить о них пока рано. Сейчас наверняка работает аналитическая служба, моделирует те или иные варианты развития дальнейших событий. Как только к нам поступит какая-то информация, что необходимо дать свои комментарии и прогнозы, мы сразу же включимся и будем помогать, чтобы сообща минимизировать возможные издержки, риски наших аграриев.
Многое делается для стабилизации ситуации, в противовес слухам, интерпретациям, провокационным заявлениям, которые сейчас появляются и уже присутствуют, я знаю, в информационном поле.
регион:
Россия