Начало новой парадигмы

Читайте новое интервью с исполнительным директором Национального кормового союза (НКС) Сергеем Михнюком о том, как прошел 2025 год для отрасли, с какими вызовами и трудностями столкнулись кормовые компании и о новых реалиях, которые ждут бизнес в 2026 году.


29.12.2025
Источник: SoyaNews
Фото:  из личного архива спикера

SoyaNews: Как прошел 2025 год для отрасли? В прошлом году вы прогнозировали рост потребления кормов на 3-5% - сбудется ли этот прогноз?

 
Сергей Михнюк: Сдержанные прогнозы на 2025 год были объяснимы. Но никто не мог предположить столь чувствительные колебания курса в начале года, за которыми начался ценовой спад от наших китайских контрагентов, который оказался не традиционным сезонным явлением, а растянулся на весь 2025 год с частичным переходом в 2026 год.

 
В уходящем году участникам рынка было очень сложно что-то прогнозировать. Те ожидания и прогнозы, которые были у представителей отрасли, у большинства по итогу года вряд ли сбудутся. Во-первых, ценовая конъюнктура не позволяла активно двигаться в продажах, поскольку доставка товара была очень долгой, было непонятно, что происходило с ценами на кормовые добавки категории commodities, какой ценовой тренд ожидать в следующем квартале – в течение всего года они падали… Были случаи, когда спустя три месяца после оплаты товар выгружался на складе продавца в России, продавец выходил на рынок, а покупатель просил цену, ориентируясь на текущую спотовую стоимость, которая в Китае была на тот момент ниже процентов на пять-десять доставленного до российского склада.

 

 
SN: Речь о каких именно товарах?

 
С.М.: Я имею в виду главным образом аминокислоты и витамины. Сейчас цены сильно просели. 

 
Во-вторых (продолжаю отвечать на первый вопрос), в 2025 году активно происходили процессы M&A на животноводческом рынке, которые в том числе косвенно влияли на бизнес-прогнозы, и как следствие, на активность участников кормового рынка, поскольку происходило переформатирование реестра поставщиков на крупные промышленные объекты. Расторгались контракты, у многих импортеров кормовых добавок падала выручка. Сказались на рынке и очередные пакеты евросанкций… дело даже не в самих санкциях, а в боязни зарубежных поставщиков, которые отгружали товар даже из Китая, продолжая работать с российским рынком. В частности, некоторые европейские компании решили, что лучше не грузить, чем грузить, чтобы не попасть под косвенное санкционное давление.

 
В то же время, есть целый перечень европейских компаний, которые стремятся зайти на российский рынок по итогам завершения долгой процедуры регистрации, но тут на пути встает препятствие в виде отсутствия диалога между регуляторами на уровне государств. По крайней мере, именно этот ответ мы получаем от Россельхознадзора на наши просьбы по расширению перечня зарегистрированных ранее, но не допущенных на данный момент на российский рынок производителей европейских кормовых добавок.  

  

 
SN: За 9 месяцев этого года производство комбикормов в РФ выросло лишь на 0,7% по сравнению с тем же периодом 2024-го, премиксов – упало на 2,2%. Как бы вы прокомментировали такие темпы? Есть ли рынку, куда расти?

 
С.М.: Думаю, по итогу года рост будет несколько больше. Вопрос, кто и как считал заявленные цифры. Главное, чтобы оставалась доходность, которая позволяет импортерам и премиксерам существовать. В целом, мы предполагаем, что рынок может начать сжиматься, конкуренция будет усиливаться. Дополнительные затраты на фонд оплаты труда и прочие отчисления наверняка уже нашли отражение в скорректированных маркетинговых бюджетах, которые будут и дальше секвестироваться.

 
Немного о существующей практике проведения тендеров. Та практика тендеров, которая сейчас применяется, по сути является практикой «выкручивания рук» как импортерам, так и премиксерам. Простое присутствие в реестре участника тендера для поставщиков ради оборота – подобное не может длиться вечно. Практика последующего несоблюдения графика платежей поставленного товара потребителям тоже сегодня никого не удивляет. Мало кто из потребителей пытается идти на конструктивные диалоги с кормовиками.

 
Логика животноводов выглядит следующим образом: зерна у нас много, кормовых добавок хватает – по нормальной цене. Соответственно, в структуре себестоимости производства животноводческой или птицеводческой продукции корма уже не являются основополагающей составляющей: с точки зрения финансов это уже не 70%, а 55-60% максимум. Животноводы свои возросшие затраты на выращивание пытаются переложить на плечи кормовиков, положение которых становится самым уязвимым, поскольку «поиграть ценой» с упаковкой, транспортными компаниями, поставщиками электроэнергии и т.д. не получается. При этом все риски кормовые компании берут на себя – в части закупки и доставки на территорию РФ. Поэтому в этом году бизнес у кормовых компаний велся в условиях многофакторной неопределенности.

 

 
SN: Что за риски вы имеете в виду?

 
С.М.: Помимо вышеперечисленного, в этом году участились случаи приостановки обращения определенных видов кормовых добавок (в частности, аминокислот и витаминов) на территории РФ. Надзорные органы объясняли это тем, что по итогам проведенных ВГНКИ исследований выявлялись расхождения в количественных показателях от ранее полученных при проведении исследований на этапе регистрации кормовой добавки. Попытки производителей и компаний-держателей регистрации ознакомиться с этими протоколами и с методами, которыми эти исследования проводились, для проведения «работы над ошибками» и возобновления поставок на данный момент очень растянуты во времени.

 

 
SN: Какие именно продукты попадали под эти «приостановки»?

 
С.М.: В первом полугодии были вопросы по аминокислотам – в частности, к китайскому метионину. Из последнего случившегося – это холин хлорид. Буквально в ноябре четыре китайские компании, имевшие регистрацию товара на территории РФ, вдруг оказались в стоп-листе. Как правило, в первую очередь речь касалась кормовых добавок категории commodities.

 
Также в первом полугодии были случаи, когда у ранее купленных, отгруженных и доехавших до российской границы кормовых витаминов при начале таможенного оформления вдруг выяснялось, что отозвана регистрация на территории РФ. Причем импортер узнавал об этом последним. Компания была вынуждена нести дополнительные прямые и косвенные затраты, реэкспортируя товар обратно и не получая прибыли на замороженные в обороте денежные средства.

 

 
SN: Рост производства мяса в стране замедлился (разве что за исключением мяса птицы). Как будет развиваться животноводческий сектор?

 
С.М.: На текущий момент это очень непростой вопрос, поскольку уровень самообеспеченности (в частности, свининой и мясом птицы) достигнут, страна вышла на определенное плато по производству и потреблению. В структуре экспорта продукции АПК свинина и мясо птицы не имеет настолько существенной доли, которая могла бы для нас являться сигналом для наращивания производства на экспорт. Для нашего АПК ключевыми позициями, на которые традиционно приходится основная доля экспортной выручки, остаются зерно и масличные.

 
Так что, если и говорить об увеличении производства животноводческой продукции, то только в контексте увеличения внутреннего объема потребления. А по этому показателю мы должны исходить не из статистики среднегодового потребления на душу населения, а из реальной покупательной способности граждан. 

 

 
SN: Как будет развиваться кормовой рынок в 2026 году, и, если будет рост, то за счет чего?

 
С.М.: Рынок будет все больше предполагать локализацию определенных видов кормовых добавок. В этом году Минсельхоз РФ определился с первой редакцией перечня критически важных кормовых добавок. В рамках ФНТП 2.0 были заявлены первые проекты, направленные на локализацию производства определенных кормовых добавок на территории РФ – в частности, это производство ферментов компанией «ЭФКО». Летом Валерий Кустов, председатель совета директоров ГК «ЭФКО», во время встречи с Михаилом Мишустиным заверил, что реализация проекта идет планово и в нужном направлении.

 
В этот перечень также попадает проект «Донбиотеха», сроки которого постоянно сдвигаются. Будем надеяться, что рано или поздно этот проект будет запущен. Представители компании «Волжский оргсинтез» в апреле заявили о намерении запустить новое отдельное производство метионина рядом с основными производственными мощностями на территории Волгоградской области. Кроме того, в этом году заявила о себе и компания «Татнефть» с планами по локализации производства кормовых добавок методом микробиологического синтеза – здесь, скорее всего, речь идет об аминокислотах. 

 

 
SN: Комментируя этот проект, вы говорили, что он позволит начать «делать первые шаги в сторону большой государственной цели – кормового суверенитета». Расскажите, что означает «кормовой суверенитет» для России?

 
С.М.: Это означает, что у страны будут собственные производственные площадки, которые позволят нам, как минимум, возродить базовые компетенции по тем направлениям, которые у нас были в советское время, пусть и на основе зарубежных разработок.

 

 
SN: Какие самые значимые для отрасли события произошли в 2025 году или ожидаются в 2026-м?

 
С.М.: Мы сумели найти аргументы и не позволить начать эксперимент по маркировке кормовых добавок, который нам стали навязывать летом, аргументируя тем, что это необходимо для защиты покупателей от недобросовестных производителей. Мы (я имею в виду как импортеров, так и премиксеров), все-таки работаем в сегменте b2b, и начало маркировки означало бы, что все те усилия, которые были предприняты Россельхознадзором (внедрение электронных информационных систем, позволяющих отслеживать движение поднадзорных групп товаров), можно обнулить. Этого крайне некомфортного для участников рынка события, к счастью, не случилось. Но, я считаю, расслабляться рано – нужно быть готовым ко второй попытке этой «инициативы».

 
В 2026 году рынок (в первую очередь кормовиков и премиксеров) ждут новые тренды, вызовы, риски. Касательно ценовой конъюнктуры предполагаем, что нисходящий ценовой тренд продлится до конца первого квартала, далее должна появиться некая определенность в прогнозировании. Главным будет не просто успешно привезти в РФ ту или иную позицию и продать свой товар потребителю, но и вовремя получить за него полную оплату. Если говорить в целом, то меняется сама структура ведения бизнеса. Та практика, которая считалась традиционной последние 10-20 лет, начинает меняться.

 
Немного математики для начала. При существующей ценовой конъюнктуре на рынке кормовых добавок надо понять и принять, что уровень наценки тоже будет существенно меняться – и однозначно не в большую сторону. Рынок кормовых добавок имеет все признаки рынка покупателя, а не продавца, и главным будет не просто успешно привезти в РФ ту или иную позицию и продать свой товар потребителю, но и вовремя получить за него полную оплату.

 
А теперь немного философских рассуждений. Мы вошли в постиндустриальную эпоху. Если раньше классический индустриальный бизнес опирался на станки, здания, сырьё, линейные цепочки создания стоимости, и стабильный, относительно предсказуемый спрос, то сегодня – всё больше на нематериальные активы: знания и экспертность сотрудников, бренд и репутация, отношения с клиентами и партнёрами, комьюнити вокруг продуктов, данные и алгоритмы.

 
Все эти активы живут в головах и взаимодействиях людей. Их нельзя «прописать регламентом» так же, как инструкции по эксплуатации кофеварки. Они существуют как культура и практика. Более развернуто о существующих трендах и о том, как с ними дальше жить, будем говорить и рассуждать в следующем интервью уже в 2026 году.

 

 
SN: Как этот год прошел для Национального кормового союза?

 
С.М.: Поскольку мы являемся своего рода проекцией участников кормового рынка в целом, то отчетливо чувствуем на себе те тренды и вызовы, с которыми пришлось столкнуться рынку. К нам много обращались за консультацией, за советом, за мнением, поскольку происходят не только события, связанные с конъюнктурой рынка, но и определенные действия со стороны органов исполнительной власти, которых ранее не было и которые не всегда до конца понятны. Наложение одних нештатных ситуаций на другие сказывалось на кормовиках не очень благоприятно – они иногда просто не понимали, как себя вести и что делать.

 
В 2025 году мы регулярно давали комментарии по ситуации на рынке как отечественным отраслевым информационным ресурсам, так и зарубежным – в частности, Feedinfo и AllAboutFeed. Значит, мнение нашего союза, который в декабре отметил шестую годовщину с даты своего образования как полноценного юридического лица, имеет авторитет и репутационный вес. 

 
В рамках международного сотрудничества мы также планировали посетить Iran PLEX 2025, но в связи с событиями, произошедшими между Ираном и Израилем, поездка отложилась.

 


SN: Поделитесь планами НКС на 2026 год?

 
С.М.: Союз планирует прирастать новыми членами, которые в нас верят, видят в нас площадку для конструктивного и уважительного диалога между участниками рынка, и хотят, чтобы мы продолжали выступать той самой площадкой, которая пытается доносить до федеральных органов исполнительной власти консолидированную позицию кормовиков по широкому спектру вопросов. К нам в уходящем году сформировался определенный поток китайских производителей кормовых добавок, которые просят содействия в урегулировании недоразумений, произошедших с их зарегистрированной продукцией. Разумеется, мы не можем подобные обращения оставить без внимания.  Помимо этого мы хотим обратить внимание регулятора на недостаточную практику внутреннего контроля производимых для животноводства и птицеводства кормов и премиксов внутри страны.   


SN: Пожелание отрасли и ее участникам в 2026 году?

 
С.М.: Желаю всем участникам рынка, а коллегам, входящим в состав нашего союза, в особенности, по-человечески – мирного неба над головой, физического и ментального здоровья, тепла, семейного уюта, умения ценить и разделять жизненные моменты с близкими людьми. Через призму бизнеса – терпения, веры в себя и свои команды, сдержанного оптимизма, определенного везения и правильных управленческих решений, которые позволят завершить 2026 год лучше 2025-го с точки зрения финансовых показателей. 



регион: Россия



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика