В Башкортостане есть своя «Фукусима»?
Реки куриного помета, свалка из гниющих птичьих перьев, когтей, кожи и костей, вокруг которых летают полчища огромных назойливых мух, стаи чаек, ворон, галок и других птиц и, конечно же, отвратительный, удушающий запах – вот что представляет собой поле, на которое сваливаются отходы птицефабрики «Башкирская», расположенной в селе Авдон.
Экскурсию (если нашу поездку можно так назвать) в это зловонное место для творческой группы «Общественной электронной газеты» организовал заведующий кафедрой земледелия и почвоведения Башкирского государственного аграрного университета, доктор биологических наук, профессор Ильгиз Хабиров (автор статьи «Отходы башкирской птицефабрики угрожают здоровью людей», которая накануне была размещена на страницах нашего издания).
Как выяснилось, Ильгиз Хабиров недавно приобрел садовый участок недалеко от самой птицефабрики. А на поле, на которое сваливаются отходы, он наткнулся во время велосипедной прогулки. Правда, о его существовании он догадался гораздо раньше…
- Когда дует ветер, запах с поля доносится до садовых участков, - рассказывает наш собеседник. – Дышать просто невозможно. К тому же над нашими участками летают те самые мухи, которые обитают на поле и распространяют бактерии и микробы.
По словам Ильгиза Хабирова, переносчиками опасных бактерий и микробов являются не только мухи, но и птицы. Пернатые питаются отходами, копошатся в зловонной жиже, а потом летят к реке, которая протекает в непосредственной близости от поля, и загрязняют воду.
Побывав на поле и увидев все своими глазами, Ильгиз Хабиров придумал этому явлению название - «Фукусима по-башкирски».
- Каждый день на птицефабрике накапливаются десятки тонн различных отходов, - продолжает профессор. - Но о переработке этих отходов никто не задумывается. Хотя в результате их переработки можно было бы получить тонны полезных для почвы минеральных удобрений. Однако руководству фабрики намного проще вываливать куриный помет на поля, отравляя почву.
Ежедневно каждые 30-40 минут на поле приезжают два трактора и сбрасывают отходы. Разливая все это по полю, работники птицефабрики якобы удобряют почву. Но на самом деле удобрять землю непереработанным куриным пометом, тем более в таких высоких концентрациях нельзя. Для почвы - это яд. Разрушается микрофлора, появляются мутации и штаммы, которые могут вызвать неизвестно какие заболевания. Получается, под видом удобрения почвы птицефабрика создала полигон для утилизации отходов.
В итоге поле, на которое сливаются отходы, уже невозможно восстановить. Почва отравлена. И чтобы на ней хоть что-то можно было посадить, должны пройти десятки лет.
Ильгиз Хабиров добавил, что поле находится под уклоном. В итоге жидкие отходы потихоньку стекают в маленькую речку, которая протекает в низине и впадает в Дему. Таким образом, загрязняется не только почва, но и городской водозабор.
Когда творческая группа «Общественной электронной газеты» приехала на поле, там как раз работали два трактора. Один привез жидкие отходы, другой вывалил на землю смесь из перьев, кожи и когтей птицы. К новым кучам отходов тут же слетелись птицы и мухи. Когда наша машина остановилась посередине поля, ее со всех сторон облепили мухи. Естественно, как только мы вышли на улицу, мухи начали виться вокруг нас, залетели в салон автомобиля. Укрыться от них было невозможно.
Как и предупреждал Ильгиз Хабиров, на территории стоял такой удушливый запах, что находиться там больше десяти минут мы не смогли. Начала кружиться голова, кое-кого стало подташнивать. Даже когда мы вернулись в город, запах никуда не исчез. Казалось, мы насквозь были им пропитаны… Вот уж действительно не позавидуешь садоводам, участки которых находятся недалеко от поля. А каково жителям Авдона, которым ежедневно приходится дышать отравленным воздухом?
Чтобы разобраться в ситуации, «Общественная электронная газета» связалась с инженером птицефабрики «Башкирская» Ильдаром Султановым.
- Как происходит утилизация отходов птицефабрики?
- Твердые отходы (перья, мясо, кожа, пух) мы перерабатываем у себя на предприятии для производства мясокостной муки (белково-минеральный корм для животных – прим. авт.). А помет мы утилизируем следующим образом. Сначала мы накапливаем его в пометохранилищах, находящихся на территории предприятия. Там происходит его обеззараживание. В хранилищах помет находится от шести месяцев до года. После чего мы размещаем его на полях запахивания.
- Как часто вы вывозите отходы?
- Так как предприятие у нас крупное, пометохранилищ много, поэтому процесс вывоза отходов непрерывный.
- Вы все время вывозите отходы на одно и то же поле?
- Нет, поля мы периодически меняем. Все они принадлежат обществу с ограниченной ответственностью «УралАгро». Обеззараженный помет выступает в роли отличного естественного органического удобрения и соответствует всем агротехническим нормам. После того, как поле полностью обработано, специалисты «УралАгро» засевают его озимыми культурами, пшеницей, рожью, подсолнечником и другими культурами.
- Проводились ли какие-то проверки, связанные с утилизацией отходов?
- Естественно. Проверки проводятся регулярно. Приезжают специалисты из Министерства экологии, Роспотребнадзора и других ведомств…
- Дело в том, что жители Авдона и садоводы, чьи участки находятся рядом с вашим предприятием, постоянно жалуются на неприятный запах…
- Но запах же бывает не часто. Только когда ветер дует в ту сторону. Но что поделать? У нас крупное сельскохозяйственное предприятие. Город же кормить надо…
- А с мухами что делать?
- Помимо наших полей вокруг очень много свалок, поселковых, садовых, там тоже мухи скапливаются…
Как мы убедились, мнение инженера птицефабрики о полезности удобрений из куриного помета полностью противоречит словам Ильгиза Хабирова, который, будучи доктором биологических наук, не понаслышке знает, что такие удобрения губительны для почвы…
Свой комментарий по поводу ситуации на авдонской птицефабрике дал председатель Союза экологов Башкортостана Александр Веселов:
- Твердые отходы птицефабрики можно отнести к четвертому классу опасности. Безусловно, они нуждаются в утилизации. Раньше на территории республики было четыре завода по утилизации органических отходов. Сейчас остался всего один – в Туймазах, и то не знаю, работает ли он. В итоге процесс стал абсолютно неуправляемым. Отходы сваливаются на поле. Происходит бактериальное загрязнение почвы. Все это гниет, стоит жуткий запах. А жидкий помет можно отнести к третьему классу опасности. Вместо того чтобы его перерабатывать и производить ценные удобрения, его также сваливают на поле…
Ко мне не раз обращались изобретатели, у которых есть научные разработки, в том числе и внедренные, по переработке отходов птицефабрик и изготовлению из них ценных удобрений. Но, к сожалению, государственной поддержки этого направления на сегодняшний день нет. Куда мы только не обращались… Руководство птицефабрик, которое в принципе должно быть заинтересовано в переработке отходов и извлечении из этого дополнительной прибыли, ничего не предпринимает, государство не готово финансировать этот процесс. В результате загрязняются огромные территории, вредные вещества через почву попадают в подземные воды, ближайшие речки и ручьи, погибает рыба…
Александр Веселов высказал предположение, что, скорее всего, полигон, на который сбрасываются отходы птицефабрики, не узаконен. Если это так, за это надо наказывать.
Напоследок «ОЭГ» обратилась в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру, где нам ответили, что последняя проверка на птицефабрике «Башкирская», связанная с утилизацией отходов, проводилась в прошлом году.
Тогда было установлено, что птицефабрика имеет договор с ООО «УралАгро» и ежегодно вывозит на его поля около 62 тысяч тонн отходов. Причем в целях экономии их вываливают не на дальние, а на ближние поля рядом с садовыми участками и жилыми домами. В итоге перегрузка удобрениями ближних полей могла вывести их из сельскохозяйственного оборота. К тому же выяснилось, что на птицефабрике давно не обновлялись технологии по утилизации отходов и работы производятся на старом оборудовании.
Руководство птицефабрики обязали усовершенствовать технологии утилизации птичьего помета. Впредь отходы должны были вывозиться на расстояние не менее десяти километров от села.
…Прошел год, но жалобы жителей Авдона и садоводов не прекратились. Выполнило ли руководство птицефабрики требования прокуратуры? Похоже, что нет. Пора проводить следующую проверку и наказывать ответственных лиц по всей строгости закона…