НСЗ предлагает распланировать производство зерна

22 марта в Саратове состоялась конференция «Зерновая стратегия России – переход от количества к качеству», которую организовал национальный союз зернопроизводителей при поддержке Минсельхоза РФ и правительства Саратовской области.
28.03.2012
Источник: zerno.avs.ru
22 марта в Саратове состоялась конференция «Зерновая стратегия России – переход от количества к качеству», которую организовал национальный союз зернопроизводителей при поддержке Минсельхоза РФ и правительства Саратовской области.

В конференции участвовали руководители сельхозпредприятий страны, представители страховых компаний, присутствовали производители удобрений и средств защиты растений, руководители федеральных и региональных профильных ведомств, также ведущие аграрные специалисты, представители науки. Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник обратилась к присутствующим с видеоприветствием, в котором отмечалось, что особое внимание и поддержка АПК со стороны государства ставят целью достижение нового качества производства зерна по мировым стандартам.

Пока нет дефицита зерна — это перепроизводство  — утверждает в своем недавнем интервью изданию Тайга.инфо президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) и председатель совета директоров «Сибирского аграрного холдинга» (САХО) Павел Скурихин.

Весомый урожай зерна, полученный в 2011 году, и возобновление экспорта позволили российским аграриям вернуться на мировой рынок: было собрано 92 млн тонн товарного зерна и экспортировано более 20 млн тонн.

Тайга.инфо: Возвращение российского зерна на мировой рынок после эмбарго было непростым, хотя и очень ожидаемым. Позволило ли открытие экспорта снизить зерновой профицит в регионах Сибири?  

— Отдельные инвесторы, которые до введения эмбарго рассматривали возможность инвестирования в российское сельское хозяйство, всерьез охладели к этой идее. Ведь на сельскохозяйственном рынке очень важна предсказуемость и исполнительность партнёра. Для примера: в 60-е годы США всего на один сезон закрыли экспорт сои. С тех пор японцы не рассматривают США в качестве стратегического поставщика сои, хотя ежегодно покупают у них 2,5-3 млн тонн этих бобов. Такой у японцев образ мыслей — если подобный прецедент был, то он может повториться. Мы в 2011 году часто говорили о введении заградительных экспортных пошлин. Не ввели, но сигнал рынку послали!

Благодаря рекордному экспорту в размере 22,0 млн тонн, мы практически избавились от излишнего зерна. Одним из значимых каналов сбыта для сибирского зерна является Северо-Запад России, где серьезно развито животноводство, где мы конкурентоспособны благодаря льготам на его перевозку. Баланс таков: 40 млн тонн зерна в год потребляет наше животноводство, 22 млн. тонн — на экспорт, 18 млн тонн требуется на продовольственные цели. А цены на внутреннем рынке остаются низкими, свидетельствуя о том, что основная часть профицита урожая — излишки зерна, не имеющие практических каналов сбыта. Особенно в Сибири.

Экспорт остается наиболее действенным источником ликвидности зерна. Мы пытались заключить контракты с японскими компаниями на экспорт зерна из Сибири контейнерами через Дальний Восток. Но, к сожалению, в этом сезоне этого не случилось. Дело в том, что к моменту, когда мы должны были получать от них аккредитив, пришло сообщение об урожае в Индии, где он оказался на несколько млн тонн больше, чем их внутреннее потребление. Индусы предложили зерно по меньшей цене, да и с точки зрения логистики, Индия гораздо ближе к другим странам Юго-Восточной Азии.

Тайга.инфо: Существуют ли сегодня перспективы развития логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке? Будет ли построен терминал?

— Недавно мы провели очередной раунд переговоров с одной японской компанией, которая собирается построить небольшой терминал во Владивостокском морском торговом порту, акции которого консолидировала транспортная группа FESCO. Кроме того, переговоры по строительству терминала в Находке ведет «Объединенная зерновая компания». Однако на 2012 год назначена приватизация 49% ее, что, по моему мнению, может замедлить осуществление этого проекта.

И все же процесс идет. Они в этом направлении двигаются, а мы участвуем в рабочей группе. Более всего мы зависим от неадекватной стоимости логистики. Так, доставка тонны зерна из США в страны Юго-Восточной Азии обходится в 80 долларов за тонну, а из Сибири — в 150. Насколько же нашему зерну следует быть дешевле, чтобы конкурировать? Ведь каждый доллар в цене зерна имеет колоссальное значение.

До тех пор, пока эта ситуация не будет решена государством, масштабного экспорта в страны Юго-Восточной Азии ждать не следует. И не по причине отсутствия терминала, а вследствие экономической нецелесообразности.

Тайга.инфо: На «Зерновом форуме Сибири-2011», который проходил в Новосибирске в августе 2011 года, вы говорили о необходимости создания плана-прогноза производства зерна, который позволит российскому АПК получать гарантированный объем и ассортимент зерна и зерновых продуктов. Разработан и действует ли как-то этот документ?

— Мы выработали план-прогноз по трем культурам: кукуруза, рожь, ячмень. Согласовали его с Минсельхозом, и в октябре-ноябре разослали в качестве рекомендаций по регионам. Теперь пропагандируем. Нет необходимости доказывать важность исполнения плана. Достаточно проанализировать статистику цен на зерно за последнее десятилетие. У нас по каждой культуре есть соответствующие графики. Лишь по пшенице особый разговор — там свои рецепты.

В некоторых областях местная власть «убедила» аграриев в необходимости сократить посевы отдельных зерновых культур, предупредив, что в противном случае им перестанут предоставлять господдержку. Крестьянам и так несладко, а указанный метод явно репрессивный. Если мы хотим зарабатывать на зерне, то должны отчетливо понимать, какую культуру должны производить для получения максимальной цены на мировом и внутреннем рынках. Надо привыкать и к современным требованиям. Так, у нас в ГОСТе показатель «натуры» по продовольственной пшенице снижен с 760 до 730 граммов на литр. А на японском и европейском рынках, которые являются премиальными по цене, нижний предел продовольственной пшеницы 780 граммов!

Просто они не хотят перевозить воздух. Им требуется зерно с высоким удельным весом, дающее максимальный выход муки. Кроме того, их интересует протеин не ниже 14,5 % для высококачественной, и, как следствие, высокооплачиваемой пшеницы. Да еще такие показатели клейковины, как способность поглощать воду или масло, растяжимость и упругость. Как говорят японцы, каждый пекарь мечтает продать своему покупателю воздух и воду.

Тайга.инфо : С чем связано сегодняшнее колебание цен на зерно на внутреннем рынке России?

— Главной причиной роста цен на зерно является растущий спрос на внешнем рынке. Сегодня самые высокие цены на Юге России, ниже в Поволжье и на Урале, еще ниже в Сибири. Это фактическая разница в стоимости доставки до порта. Экспорт сегодня формирует ценовую шкалу от региона к региону. А с точки зрения себестоимости ситуация обратная — чем ближе к Сибири, тем она выше. К сожалению, зависимость совершенно нелогичная: где выше себестоимость — там ниже цена реализации.

В начале этого сезона Россия экспортировала зерно по высоким ценам. Но стала демпинговать Аргентина и, думаю, могут сдать нервы и у американцев. Вот если они снизят цены, это для нас станет существенным испытанием.

Тайга.инфо: В каком состоянии сегодня находятся озимые культуры, и какие ожидания есть на сев яровых?  

— С точки зрения формальной статистики — все на уровне прошлого зернового года. Хотя будет, в пределах среднегодичных показателей, гибель озимых посевов. Но мы посеяли больше прошлогоднего. Юг из-за морозов и недостаточного снежного покрова подмерз. Но зима еще не закончилась, а потому многое будет меняться.

В Сибири мы сеем, в основном, озимую рожь. Несколько сезонов экспериментировали с озимой пшеницей, но она не дает той урожайности, которая бы оправдала риск вымерзания. Озимые — это всегда расчет на получение влаги, которую может не получить яровая культура. А при яровом севе приходится ждать готовности поля к посеву, затем сеять, и опять надеяться на то, что пойдет благодатный для яровых дождь.

Тем не менее, основная интрига весенней посевной заключается в том, смогут ли наши зернопроизводители получить доступ к финансовым ресурсам для сева. А цена вопроса достигает 200 млрд рублей.

Тайга.инфо: Насколько эти средства сегодня доступны для аграриев?

— Подавляющее большинство хозяйств закредитовано. Привлечение дополнительных ресурсов на посевную для них проблематично по двум причинам: множество накопившихся кредитов и отсутствие залоговой базы, свободной от обязательств. Банк рассматривает баланс и говорит: у вас выручка 100 рублей, а сумма кредитов 120 рублей. Этим вы чем-то схожи с Грецией, хотя находитесь гораздо дальше от теплых морей.

Хозяйства заложили все, что можно было заложить. К счастью, дореволюционного института перезалога у нас не существует. В этом сезоне сибиряки не могут похвастать серьезными экономическими результатами. И, главным образом, потому, что большинство осенью дешево продавали зерно, чтобы рассчитываться с долгами.

Осенью в Сибири была традиционная ситуация с избытком зерна, и она усугубилась в этом году, как это ни парадоксально, нашим активным осенним экспортом. Казалось бы, явное противоречие. Возможности для экспорта значительны, и грешно сибирякам этим не воспользоваться. Но экспорт в основном шел с юга, из Ставрополя, Краснодара и Ростова. И практически весь подвижной состав России обслуживал эти экспортные потоки, а Сибири в тот период просто не хватило вагонов-зерновозов.

Тайга.инфо: Как сегодня справляться с высокой закредитованностью хозяйств? Существуют ли какие-то экономические рычаги?

— В советские времена и позже в 90-е годы подобные ситуации приводили к списанию долгов. Сегодня экономический рычаг означает не вмешательство в рыночные механизмы. Крестьяне сеют, зачастую, не зная, зачем и для кого. Экономический смысл производства зерновых в Сибири при ценах этого сезона не слишком очевиден. Многим не на что сеять. Если бы их деятельность приносила стабильную прибыль, то сама по себе ежегодно возобновлялась. Но это не так.

Представим себе необычное: если работа несколько лет подряд дает низкие результаты, причем, ухудшаясь, то, наверное, следовало, хотя бы на год, прекратить невыгодную деятельность. И пережить это время за счет других источников. Если это проделать в значительных масштабах, то сократится наш экспорт, а цены на внешнем рынке значительно вырастут. Другими словами, отказ от производства невыгодного зерна, да еще при этом и громадная «экономия» издержек могут приблизить золотой век для зернопроизводителя. И тогда появится экономическая выгода.

Тайга.инфо: Что же крестьянам мешает?

— Своеобразный и многовековой стереотип мышления и поведения. И, конечно, понимание того, что у них есть святой долг перед землей и обществом. Если вы приедете в нашу деревню, то поймете, о чем я говорю. Мы, независимо от итога, знаем, что обязаны сеять каждый год. А урожай реализовать как можно дороже, чтобы хватило на следующий год. И не страдать оттого, что где-то урожай сгорел, а потому появился запрет на экспорт, т.е. на выгодную реализацию. В цивилизованных странах государство в таких ситуациях немедля приходит на помощь крестьянам. Ведь их кормит и обеспечивает их столь нужную обществу работу только земля, которая не терпит простоя.

Рано или поздно, разумный баланс должен быть найден. Если деятельность зернопроизводителя теряет экономический смысл, значит, масштабы ее неизбежно должны сократиться. Это либо приведет к сокращению производства зерна в России, или будут открыты новые направления его сбыта. Согласно законам рынка это должно привести к повышению спроса, и, как правило, к последующему дефициту зерна. И последуют новые финансовые сигналы производителю. А пока нет дефицита — это, несомненно, перепроизводство.
регион: Россия



Разработка сайта: www.skrolya.ru
Яндекс.Метрика