Импортозамещение упёрлось в энергетиков
Руководство компании «Донские биотехнологии» (ДБТ), возводящей под Волгодонском предприятие по глубокой переработке зерна, не смогло разрешить в антимонопольных органах конфликт с «ЛУКойл-Ростовэнерго» вокруг стоимости техприсоединения к сетям. Если на позицию энергетиков не смогут повлиять региональные власти, то для энергообеспечения крупного инновационного проекта придётся строить дорогостоящую собственную генерацию.
Ростовское УФАС прекратило производство по делу об антимонопольном нарушении в отношении ООО «ЛУКойл-Ростовэнерго», которое было инициировано собственниками ООО «Донские биотехнологии», строящими в Волгодонске первый в регионе завод по производству кормовых добавок для животноводства. До этого руководство ДБТ уже неоднократно пыталось в различных инстанциях оспорить правомерность выставленной в середине 2013 года цены за техприсоединение к тепловым сетям — 280 млн рублей.
Энергетики, в свою очередь, утверждают, что муниципалитет Волгодонска пока не смог принять схему теплоснабжения, поэтому их тариф рассчитывается исходя из реальной технологической стоимости подключения, из чего и складывается эта несуразная, с точки зрения инвестора, сумма за техприсоединение к сетям. По мнению экспертов, следящих за ходом конфликта, единственным реальным способом его урегулирования являются переговоры при посредничестве региональных властей, которые с самого начала неоднократно выражали поддержку столь необходимого для экономики юга России проекта по глубокой переработке зерна. Однако переговоры с ЛУКойлом не обещают быть простыми, поэтому в «Донских биотехнологиях» уже рассматривают возможность создания своей котельной в партнёрстве с «Газпромом». Правда, цена вопроса настолько велика, что сроки окупаемости проекта могут серьёзно увеличиться.
Тарифный тупик
Сообщение о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства было опубликовано в начале ноября на официальном сайте ростовского УФАС. Вслед за арбитражным судом, ставшим на сторону «ЛУКойлРостовэнерго» и дважды в различных инстанциях признававшим правомерность требований энергетиков, антимонопольщики также не нашли в их действиях признаков нарушений.
Однако представители ДБТ продолжают настаивать на своей правоте и отступать не собираются. В свою очередь, в «ЛУКойл-Ростовэнерго» уверяют, что «в Волгодонске отсутствует схема теплоснабжения, которая является первичным элементом формирования инвестиционных программ теплоснабжающих организаций для поддержания необходимого резерва мощности на источниках тепловой энергии». Иными словами, технических возможностей увеличения мощностей для нужного количества пара (потребности ДБТ в паре — 80 МВт) и строительства паропровода у компании нет.
Это объяснение звучит странно: место размещения будущего комплекса по глубокой переработке 250 тысяч тонн зерна в год было выбрано, с одной стороны, потому, что в радиусе 200 км выращивается порядка 2,5 млн тонн зерновых, а с другой, поскольку по соседству расположен основной источник энергоресурсов — Волгодонская ТЭЦ-2 (установленная электрическая мощность 420 МВт, тепловая — 1488 ГКкал/час). Как сообщил «Эксперту ЮГ» директор по корпоративному управлению ДБТ Николай Голубков , ещё в 2011 году филиал «ЛУКойл-Ростовэнерго» — Волгодонские тепловые сети — сообщал о наличии неограниченных тепловых мощностей и возможности техприсоединения. Но после разработки базового проекта в привязке к участку по соседству с ТЭЦ-2 выяснилось, что эти возможности отсутствуют.
«По нашей просьбе мэр Волгодонска 13 сентября 2013 года издал постановление о ревизии свободных мощностей на ТЭЦ-2. Но созданная комиссия так и не была допущена на станцию», — добавил г-н Голубков.
Официальные лица «ЛУКойл-Ростовэнерго» на редакционный запрос «Эксперта ЮГ» ответа не дали. Однако на своём корпоративном сайте компания разместила материал, в котором часть вины была возложена на мэрию Волгодонска, не подготовившую схему теплоснабжения города, что не позволяет энергетикам точно рассчитать тариф. По их сравнительным подсчётам, в Ростове-на-Дону, где подобная схема есть, для увеличения мощности отпуска энергии в модернизацию центральной котельной «ЛУКойл-Ростовэнерго» было инвестировано 1 млрд рублей. Таким образом, установленный тариф на техприсоединение объекта ДБТ был рассчитан из цифры 10 млн рублей на одну гигакалорию с перспективой дальнейшего увеличения до 14–15 млн рублей за 1 ГКкал. Именно такой тариф, считают в энергокомпании, «позволяет рассчитывать на возвратность инвестируемых средств». В Волгодонске же, где этой схемы нет, счёт на 280 млн рублей выставили вообще при отсутствии тарифа.
Это и побудило инвестора ещё год назад обратиться сначала в Региональную службу по тарифам Ростовской области с просьбой определить правомерность установления размера платы за подключение, затем в арбитраж, а потом и в антимонопольное ведомство.
Зерновой союз
Во властных кабинетах также пытаются повлиять на ситуацию. Когда почти полтора года назад в Волгодонске с большой помпой был заложен первый камень в основание первого на юге России инновационного завода по переработке зерна, его инициаторам — группе компаний «Русский агропромышленный трест» Вадима Варшавского совместно с немецким химическим концерном Evonik Industries — была обещана всемерная поддержка регионального руководства.
«Для Ростовской области, являющейся одним из российских лидеров в производстве и экспорте зерна, строительство мощностей по его глубокой переработке открывает новые возможности, — отметил тогда донской губернатор Василий Голубев . — Высокотехнологичная переработка сырья выгодна не только для бизнеса, но и для бюджета региона. Кроме того, создание нового производства такой известной компании повышает привлекательность региона в глазах других инвесторов и определённо благоприятно влияет на рынок труда».
Ростовская область, производящая ежегодно 6–8 млн тонн зерновых, своими силами перерабатывает лишь одну шестую их часть (не более 1 млн тонн). Остальное либо экспортируется трейдерами, либо используется для внутреннего потребления и хранится в качестве стратегического запаса. При этом маржа продавцов остаётся невысокой, что не способствует выручке достаточных средств для модернизации производства и обновления парка сельхозтехники.
Однако в последние годы на Дону появился ряд животноводческих и птицеводческих предприятий: несколько крупных свинокомплексов, самое большое в Восточной Европе производство мяса индейки, ряд предприятий по выпуску куриного мяса, комплекс по выращиванию утки и т. д. Животноводам необходимы аминокислоты, позволяющие стимулировать привес без нарушения нормального гормонального развития. В первую очередь это L-лизин — алифатическая аминокислота, являющаяся главной основой для построения белков. Это вещество необходимо организму как животного, так и человека для нормального роста, производства гормонов, антител, ферментов, а также для восстановления тканей и борьбы с различными инфекциями.
Но своего предприятия по производству аминокислот в России не было, так что сегодня эти недешёвые вещества полностью импортируют. Поэтому проект ДБТ, отмечает глава подразделения «Биопродукты» концерна Evonik Industries Волтер Пфефферле, изначально носил импортозамещающий характер. Предприятие под Волгодонском должно было выпускать 85 тысяч тонн лизина Biolis, 19,4 тысячи тонн клейковины, 11,5 тысячи тонн крахмала и 95 тысяч тонн отрубей в год.
В общей сложности инвестор обещал вложить в донскую экономику порядка 9 млрд рублей и создать не менее 200 новых рабочих мест, налоговые отчисления в бюджеты разных уровней должны были превысить 400 млн рублей. Для региональных властей это ощутимые суммы, и проект был тут же внесён в «губернаторскую сотню», что предполагало его сопровождение в ручном режиме. В частности, в областном правительстве выразили готовность субсидировать процентную ставку по привлечённым инвесторами кредитам (в качестве кредитора выступает Россельхозбанк), компенсировать затраты на техническое присоединение к инженерным сетям, а также гарантировать 50-процентное возмещение затрат на газификацию и энергетику проекта.
Подходящий случай для вмешательства властей представился почти сразу: счёт за подключение к тепловым мощностям Волгодонской ТЭЦ потянул почти на 5% стоимости самого проекта. При этом больше половины в нём (150 млн рублей) составляла стоимость выдач условий на техприсоединение, с чем руководство ДБТ в принципе не согласилось. «По законодательству (постановление правительства РФ от 16 апреля 2012 года номер 307) выдача условий на подключение производится бесплатно», — напоминает Николай Голубков.
В досудебном порядке с оппонентом договориться не удалось, и инвестор начал апеллировать к региональной службе по тарифам с просьбой определить правомерность назначенной монополистом цены подключения. Власти же, со своей стороны, также обозначили поддержку. «Это не их (ЛУКойла. — “Эксперт ЮГ”) компетенция — решать, будет завод или нет. Это завод уникальный
Такого больше нет в стране, да и, наверное, в Европе, — заявил на одном из заседаний регионального Совета по инвестициям тогдашний вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань . — Мы обязаны построить это производство. Всё сельское хозяйство будет себя чувствовать по-другому, и мы не будем зависеть ни от Америки, ни от Европы. Сегодня же сидим как на игле: ни птицы, ни мяса. То, что строит “Донбиотех”, — это космос.
Мы не лезем в коммерческие составляющие вопроса, но бороться за своего инвестора мы готовы».
Вслед за этим выставленную энергетиками цену признала незаконной Региональная служба по тарифам (РСТ), но это решение отменил арбитражный суд. Кроме того, в судебном порядке был расторгнут заключённый в начале 2013 года договор между ДБТ и «ЛУКойлРостовэнерго», и в настоящее время инвестор поставлен перед необходимостью подписывать новый договор — но теперь уже на условиях энергетиков.
Юристы оценивают исход тяжбы неоднозначно. «На мой взгляд, спор для ДБТ абсолютно бесперспективен, потому что тариф, утверждённый Региональной службой по тарифам Ростовской области, открытый и публичный, — считает управляющий партнёр юридической фирмы “Эберг, Степанов, Аксюк и партнёры” Игорь Степанов . —Уменьшить тариф нельзя, так как он проверялся десятки раз. В том числе проверку тарифной политики проводила экспертная группа Агентства стратегических инициатив Ростовской области, и решение антимонопольной службы лишний раз подтверждает обоснованность действий “ЛУКойл-Ростовэнерго”».
Старший юрист компании Vegas Lex Юрий Татаринов, напротив, полагает, что, несмотря на наличие вступивших в силу судебных решений, истец в данном случае не лишён возможности защищать свои интересы. «”Донбиотех” вправе обжаловать в суде бездействие “ЛУКойл-Ростовэнерго” в части обращения в РСТ с целью утверждения платы за подключение по индивидуальному проекту в рамках заявки, которая была направлена в январе прошлого года», — поясняет г-н Татаринов.
За энергией к конкуренту
Тем не менее, противостояние вошло уже в такую фазу, что в руководстве ДБТ мало верят в мирное развитие событий. «Сегодня мы рассматриваем два варианта: нахождение взаимоприемлемого варианта сотрудничества с “ЛУКойлРостовэнерго” и создание собственной генерации. Один из этих вариантов будет реализован, что никак не отразится на сроках создания комплекса ДБТ, — признаётся Николай Голубков . — Мы не предполагали создавать свою генерацию пара, и считаем, что наша основная задача — строительство биотехнологического комплекса по глубокой переработке пшеницы. Но теперь активно прорабатываем вариант создания собственной котельной, которая должна обеспечить технологический процесс необходимым количеством пара».
По словам г-на Голубкова, в переговорах с подразделениями «Газпрома» уже выработана общая позиция о техприсоединении к магистральному газу, на генплане определено место расположения котельной и её сопряжение с остальными объектами комплекса. Однако независимая генерация — удовольствие крайне дорогостоящее. По разным оценкам, создание своей котельной и реконструкция газопровода-отвода к ГРС «Волгодонск» (для получения сырья от трубы «Газпрома») могут обойтись инвестору в ополнительные 800–900 млн рублей.
«Мы намерены минимизировать расходы на создание своей котельной за счёт лизинговых схем, — говорит Николай Голубков. — В ближайшем будущем экономический эффект возникнет за счёт того, что цена пара не станет иметь никаких накруток, а будет соотноситься только с ценой потребляемого газа. В дальнейшем, когда в стране появится новая модель регулирования цен на рынке тепла, можно также ожидать существенного положительного экономического эффекта».
Оптимистические прогнозы руководства ДБТ вполне объяснимы, но всё же компании придётся корректировать сроки не только ввода предприятия в эксплуатацию, но и вывода его на безубыточный уровень. Если ранее он был определён в 6,5 лет, то с удорожанием проекта почти на 1 млрд рублей грозит серьёзно растянуться. Готовы ли инвесторы к таким тратам, дабы обезопасить себя от, по их собственному выражению, «выкручивания рук монополистом», ещё большой вопрос.
Более логичным вариантом развития событий всё же представляется активизация региональных властей в переговорном процессе с поиском компромисса. О том, что такие возможности достаточно широки, свидетельствует, к примеру, недавняя история с реализацией ещё одного инновационного проекта — строительства в городе Шахты завода биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки. Летом инвестор проекта — «Группа Мегаполис» Константина Кузина — заявил, что его завершение может быть отложено из-за неясностей с финансированием, после чего к переговорам с банками подключились донские власти. И уже в конце октября на очередном заседании Совета по инвестициям было сказано, что предприятие сдадут в эксплуатацию в следующем году.
Похожего развития событий явно ждут и в ДБТ. «Собственная генерация не всегда возможна и не всегда оправдана, — считает директор ростовского представительства ИФК «Солид» Игорь Захидов . — Поэтому в данной конфликтной ситуации единственным верным выходом может быть только переговорный процесс между сторонами при посредничестве региональных властей — они же обещали поддерживать проекты, которые стоят свыше 500 миллионов рублей. В Краснодарском крае ведь удаётся договариваться в подобных ситуациях, и инвесторы вполне могут уйти туда».
С этой точкой зрения согласны и сами представители региональных властей, не оставляющие надежду усадить стороны за стол переговоров. Пока же руководство ДБТ, не дожидаясь решения вопроса с теплосетями, приступило к активной фазе строительства основного производства. Компания уже получила положительное заключение Госэкспертизы и открыла кредитную линию в Россельхозбанке на 167 млн евро, сейчас идёт закладка свай под будущие корпуса. Одновременно с немецкими партнёрами обсуждается вопрос увеличения мощностей предприятия и расширения номенклатуры выпускаемой продукции. «Мы находимся на стадии заказа основного технологического оборудования. Планируется заключение 15 крупных контрактов на сумму 50–60 миллионов евро, — сообщил «Эксперту ЮГ» технический директор ДБТ Дмитрий Шаповалов . — Когда оборудование будет закуплено, получим документацию и приступим к основному строительству».
Сергей Кисин