Россия экспортировала рекордное количество пшеницы
Экспорт зерновых с начала текущего сельскохозяйственного сезона (длится с июля 2020 г. по июнь 2021 г.) по январь составил 34,3 млн т, это на 25% больше аналогичного периода прошлого года и самый высокий показатель за всю историю рынка, сообщил «Ведомостям» руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский. Он напоминает, что предыдущий рекорд был установлен в 2018/19 г., когда Россия за июль – январь отгрузила 32,15 млн т зерна.
За период с июля 2020 г. по январь 2021-го Россия экспортировала 29 млн т пшеницы и это тоже рекордное значение, добавляет Павенский. Похожие данные – 29,9 млн т – и у гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько. Он тоже называет это самым высоким показателем за всю историю. Только в январе, по словам Рылько, было экспортировано 3,2 млн т пшеницы, что стало абсолютным рекордом для отгрузок за этот месяц за всю историю наблюдений. Он уточняет, что это в 1,5 раза больше, чем в январе прошлого года. Это подтверждает и Павенский, но его оценка чуть выше – 3,4 млн т.
Рылько связывает такую динамику с высоким урожаем, ростом мировых цен на зерно, а также введением с 15 февраля и до конца сезона (т. е. до 30 июня 2021 г.) экспортных пошлин. С 15 по 28 февраля для пшеницы она составит 25 евро/т, а с 1 марта и до конца сезона увеличится до 50 евро. Кроме того, с 15 марта по 30 июня будут установлены и тарифы на вывоз ячменя и кукурузы – 10 и 25 евро соответственно. Такие ставки действуют при поставках в пределах разрешенной квоты в 17,5 млн т. При ее превышении ставка будет исчисляться как 50% от таможенной стоимости, но не менее чем 100 евро/т.
Действительно, отгрузка идет рекордными темпами, говорит председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Он связывает это с высоким спросом на российскую пшеницу на мировом рынке из-за снижения предложения у основных конкурентов (Евросоюза и Украины) и, как следствие, большим объемом продаж на экспорт в ноябре – декабре. Предстоящее введение пошлины также подстегивает рынок. Если зерно было закуплено до появления информации о новом регулировании, то для экспортеров такие контракты после 15 февраля обернутся убытками: они покупали зерно у аграриев по старым ценам без учета того, что нужно будет заплатить пошлину. Поэтому они спешат избавиться от ранее приобретенного товара, говорит Зернин.
Павенский подчеркивает, что сейчас наиболее активно экспортируется именно пшеница, потому что пошлина на нее вводится раньше и в большем размере, чем на другие культуры. При этом экспорт начал бить рекорды прошлых лет уже с ноября 2020 г. Также, по его словам, этому способствует и развитие инфраструктуры в последние годы: мощность зерновых терминалов выросла, увеличился парк вагонов-зерновозов и т. д.
Введение пошлины изначально добивались животноводы, мукомолы и кондитеры – представители крупных отраслевых объединений обратились с такой просьбой к премьеру Михаилу Мишустину еще в ноябре, когда внутренние цены на зерновые в России достигли исторического рекорда.
Тогда стоимость пшеницы увеличилась в 1,5 раза год к году до 18 500 руб. за 1 т (без учета НДС, с доставкой покупателю в Новороссийск). Причина такого роста – девальвация рубля в 2020 г., а также повышение мировых цен из-за снижения урожая в Европе и на Украине. Пошлина, по их мнению, должна снизить цену. В середине декабря президент Владимир Путин раскритиковал министров за рост цен на продукты питания. Сдерживать цены на муку и хлеб было решено за счет ограничения экспорта зерновых при помощи квоты и пошлин. Это уже дало определенный эффект. По словам Павенского, к примеру, тонна пшеницы с доставкой покупателю в Новороссийск 1 февраля стоила уже 16 700 руб. без учета НДС.
На прошлой неделе «Совэкон» повысил прогноз экспорта пшеницы на 4% до 37,9 млн т за весь сезон. Это связано в том числе с ростом экспорта перед введением пошлины, говорится в его обзоре.
Кроме того, увеличению темпов отгрузок могут способствовать новые ограничения в виде новой «плавающей» пошлины, которые сейчас обсуждаются, если они будут приняты. Она может составить 70% от таможенной стоимости тонны пшеницы после вычета $200 за 1 т и начать действовать уже с 1 июня, сообщало на прошлой неделе агентство Reuters и подтверждают два источника «Ведомостей», участвовавших в совещаниях в Минсельхозе на эту тему. Представитель Минсельхоза сообщил лишь, что ведомство продолжает разработку возможных мер для стабилизации цен на продовольственном рынке, не уточнив деталей.
Это значит, что при экспортной стоимости, к примеру, $300 за 1 т экспортеры будут платить $70 в виде налога, указывает в обзоре «Совэкон». В нем также говорится, что сейчас аграрии понимают, что сдерживать продажи нет смысла, поэтому будут более активно продавать зерно на внутреннем рынке.
Регулирование непоследовательно: еще не начала работать одна система, не определено ее реальное влияние на рынок и уже обсуждается новая, возмущается вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. По его словам, в такой ситуации аграриям сложно прогнозировать дальнейшее развитие бизнеса. В любом случае эта ситуация приведет к вынужденному сокращению затрат (в том числе на приобретение сельхозтехники, семян и т. д.), поскольку доходы становится сложнее прогнозировать, а в следующих сезонах можно ожидать сокращения посевных площадей и производства зерновых, полагает он. Такие ограничения снизят доходность в растениеводстве и можно ожидать сокращения посевных площадей, согласен директор «Совэкона» Андрей Сизов.
Экспорт зерна по итогам всего сезона может составить 48,8 млн т, прогнозирует Рылько. Но это будет не самый высокий показатель в истории рынка, а лишь второй после рекорда сезона 2017/18, когда было отгружено 52,4 млн т. Экспорт пшеницы будет активным еще и в феврале, но уже в марте, вероятно, сильно притормозит, когда пошлина вырастет до 50 евро, считает эксперт. По его словам, чтобы при такой ставке мотивировать аграриев продавать зерно, экспортная цена должна быть порядка $300 и выше. Не похоже, что покупатели на мировом рынке согласятся столько платить, говорит эксперт. Судя по состоявшемуся 2 февраля тендеру египетской госкомпании GASC мировая цена опустилась до $290-292 за тонну.
Екатерина Бурлакова