"Родео" для российской говядины: пора выводить отрасль из отстающих - глава НМА
Россия в этом году оказалась одной из немногих стран, которые смогли обеспечить бесперебойную и стабильную работу мясной отрасли и поставки продукции на рынок. Как и прогнозировалось, производство всех видов мяса увеличилось более чем на 4% - до 11,2 млн тонн в убойном весе, страна сохранила за собой место в пятерке крупнейших мировых производителей мяса птицы и свинины.
17.12.2020
Источник: http://www.finmarket.ru/
Фото: pxhere.com
Однако если производство мяса птицы и свинины позволило не только полностью обеспечить страну, но и наращивать экспорт, то производство говядины по-прежнему остается в отстающих, хотя тенденции мирового рынка и возможности страны свидетельствуют о том, что этот сектор животноводства может и должен стать следующим драйвером, и поэтому требует более пристального внимания, чем было до настоящего времени, считает глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин.
Тем более, что наступающий год по восточному календарю будет Годом быка, напомнил он.
Оправданные усилия
Как заявил Юшин "Интерфаксу", несмотря на рост себестоимости на 20-25% в связи с повышением цен на зерно, масличные, витамины и аминокислоты, животноводы обеспечили стабильность среднегодовых потребительских цен на мясо птицы и свинину. Именно на эти виды мяса приходится 80% потребления. Повышение цен на говядину оставалось в рамках официальной инфляции.
По его словам, экспорт продолжал расти высокими темпами. Ожидается, что по итогам года за рубеж будет отправлено около 500 тыс. тонн скота, мяса и мясопродуктов более чем на $800 млн почти в 40 стран. "Случилось то, что мы прогнозировали еще 10 лет назад - Россия заняла место в ряду ведущих мировых экспортеров", - подчеркнул он.
Как считает Юшин, основой достаточно стабильных цен на мясо птицы и свинину является самообеспеченность этими видами мяса, независимость от внешней конъюнктуры и жесткая конкуренция между отечественными производителями.
"Если бы мы по-прежнему вынуждены были ввозить свинину и субпродукты из Европы или Бразилии, как это было 10 лет назад, когда ежегодный объем импорта превышал 1,2 млн тонн, то картинка была бы иной и цены бы были значительно выше, - заявил он. - Китай увеличил закупки свинины за рубежом за последние три года с 2 млн до почти 4,7 млн тонн. Это вызвало рост цен на рынках многих стран на десятки процентов. Но не в России. Так что последние 15 лет были потрачены не зря, и вектор на развитие отечественного производства себя полностью оправдал".
"Но успокаиваться не стоит. Будущий и следующие годы могут принести немало сюрпризов для стран, где сельское хозяйство не развито, а поставки сельхозпродукции из-за рубежа составляют основу продовольственной безопасности", - считает глава НМА.
Пришло время для говядины. Не упустить бы
Что же касается рынка говядины, то этот сектор, как считает Юшин, пока отстает, хотя и ситуация на мировом рынке мяса, и возможности России свидетельствуют о том, что пришло время для ускоренного развития производства этого вида мяса. В ином случае - есть перспектива не только лишить возможности россиян приобретать это мясо в необходимом объеме не по астрономическим ценам, но и отстать от мировых тенденций, не успеть на "экспортный поезд", отметил он.
"Мы должны серьезно оценить возможные негативные последствия низких темпов роста производства говядины в России и в мире, все еще отсталой структуры производства в нашей стране и начать принимать дополнительные долгосрочные шаги для изменения ситуации в этой отрасли", - подчеркнул Юшин.
По его словам, Россия в состоянии производить в три раза больше говядины, чем сегодня - до 5 млн тонн год. "Но мы не используем данные нам природой ресурсы и по-прежнему серьезно зависим от импорта", - сетует он.
"Пока мы смогли только остановить падение поголовья крупного рогатого скота, которое за 30 лет сократилось на 65%. Последние три года медленно, но все-таки растет производство говядины - с 1,6 до 1,65 млн тонн в год, - сказал он. - Это происходит благодаря постепенному и трудному становлению современного российского мясного скотоводства". Однако, добавил он, реализуемые крупные инвестиционные проекты можно сосчитать на пальцах одной руки, и они вместе с активно развивающимися, но немногочисленными фермерскими хозяйствами едва компенсируют выпадающие объемы мяса, получаемого в личных подворьях.
В результате Россия вынуждена завозить мясо крупного рогатого скота и говяжьи субпродукты, а это около 350 тыс. тонн в год, то есть почти 16% потребления. И это несет в себе определенные риски в будущем, подчеркнул Юшин.
По его словам, они заключаются, прежде всего, в том, что производство говядины в мире растет крайне низкими темпами по сравнению с другими видами мяса - оно требует значительных инвестиций, огромного оборотного капитала, больших площадей под пастбища и кормовую базу, водных ресурсов и времени.
"В глобальном производстве мяса, а это более 330 млн тонн, на говядину приходится всего около 70 млн тонн, и производители не торопятся наращивать объемы, так как низкая рентабельность, погодные аномалии не стимулируют новые инвестиции, - пояснил он. - Между тем спрос на говядину в мире растет и будет расти и дальше. Тут, как и на многих других рынках, тон задает Китай".
Стейк по-китайски
Как сообщил Юшин, потребление говядины в Китае еще десять лет назад составляло всего 4,7 кг на человека в год. Все-таки в мире это дорогое, премиальное мясо, отметил он. "Сегодня эта цифра выросла почти до 7 кг, для сравнения - в России почти 14 кг, - сказал он. - Когда доходы граждан КНР стали быстро расти, поменялось и потребление: все больше китайцев предпочтут традиционному блюду из свинины сочный говяжий стейк, да и в китайской кухне есть место говядине, просто она была малодоступна из-за высокой цены".
По его словам, переходу на говядину способствует и активный туризм: возвращаясь из Америки, Канады, Австралии, Европы, китайцы "импортируют" и культуру барбекю, гриля, стейков.
"Китай сам является крупным производителем говядины - 6,5 млн тонн в год. Но что это для полуторамиллиардного населения? Поэтому импорт говядины в КНР растет высокими темпами и за последние годы увеличился с 1,5 млн до почти 2,8 млн тонн в год, - сообщил Юшин. - В 2021 году, по прогнозам Минсельхоза США, мировая торговля говядиной увеличится на 3%, а КНР закупит за рубежом говядины на 4% больше, чем в 2020 году. При этом Китай делает ставку на импорт качественного продукта."
По его данным, в этом году отгрузки мяса в КНР резко возросли из-за сокращения поголовья свиней в стране в связи с африканской чумой свиней. Импорт за 11 месяцев достиг 8,95 млн тонн, что на 63% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как уточнил Юшин, на Поднебесную уже сейчас приходится 25% мировой торговли мясом крупного рогатого скота. Китай начинает скупать говядину буквально повсюду. Но только качественную и безопасную. Из-за этого, несмотря на девальвацию национальных валют, растут цены на говядину в Парагвае, Бразилии, Аргентине. А именно Южная Америка является основным поставщиком мяса крупного рогатого скота и говяжьих субпродуктов в Россию, уточнил Юшин. "И я не исключаю, что при дальнейшем росте цен на мировом рынке наши импортеры снизят объемы закупок из-за нерентабельности, недостаточного объема предложения. А заместить импортное мясо своим мы не сможем. И тогда увидим взлет цен на этот вид мяса", - предупреждает он.
Между тем, говядина должна присутствовать в рационе россиян и как очень важный и полезный продукт, и как мясо, не имеющее ограничений для потребителей по конфессиональным причинам, и как важный продукт в национальных кухнях народов России, считает глава НМА.
"В нашей стране есть все возможности для наращивания производства крупного рогатого скота - обширные и доступные по цене земли под пастбища и выращивание кормовых культур, благоприятный климат, достаточные водные ресурсы, трудолюбивые люди в российских селах, - заявил он. - Более того, мясное скотоводство может решить проблемы занятости людей и заброшенности сельхозугодий в Нечерноземье, за Уралом, развития малого и среднего предпринимательства на селе, сельских территорий. Кумулятивный эффект тоже огромный - каждое новое рабочее место в мясном скотоводстве стимулирует создание 6-7 новых рабочих мест в других отраслях экономики".
Что нужно делать
"Первое: осознать и принять, что дешевой говядина быть не может, и больше думать о доходах населения, чем о ценах на этот премиальный продукт, - считает Юшин. - Сегодня российские полутуши и так практически одни из самых дешевых в мире. Необходимо создавать благоприятные условия для инвесторов и запастись терпением. Быстрых результатов в этой отрасли не достичь. Так устроена природа".
Второе: усвоить, что большинство стран проводит жесткую таможенно-тарифную политику в отношении импорта говядины и защиты местных производителей именно по причине важной социально-экономической и демографической роли этой отрасли. "Ввозные пошлины варьируются от 40% до 200% даже в небогатых и бедных странах, нередко применяются изощренные нетарифные барьеры, запутанные системы квот, - уточнил он. - И не надо бояться, что на начальном этапе это может привести к повышению цены на рынке. Зато они выйдут на справедливый уровень, покрывающий затраты на производство, у производителей появится рентабельность для расширенного воспроизводства, для привлечения новых кредитов. Отраслью заинтересуются инвесторы и банки, туда пойдет работать молодежь, если мы сможем платить достойные зарплаты. Постепенно, хоть и не быстро, увеличится предложение, повысится конкуренция - и в конечном итоге это приведет к стабильным, разумным и не так сильно, как сегодня, зависящим от мировой конъюнктуры ценам".
Как заявил Юшин, животноводы с нетерпением ждут отмены ставших неэффективными тарифных квот и перехода на плоскую пошлину в 27,5% вместо сегодняшних 15%. "По факту вся говядина ввозится в Россию либо по ставке 0% (из Белоруссии), либо 11,25% из Южной Америки и Индии, - сообщил он. - Семь лет не решается в Евразийской комиссии вопрос с отменой тарифных преференций для развивающихся стран, к которым относятся и такие монстры экспорта как Бразилия, Парагвай, Аргентина, Индия. Между тем, отмена преференций при ввозе мяса птицы и свинины в 2013 году сыграли огромную роль в быстром развитии этих подотраслей".
Третьей мерой Юшин назвал расширение направлений и объемов поддержки отрасли. "У нас уже нет потребности в новых субсидиях по инвесткредитам в птицеводстве и свиноводстве, значит, высвобождающиеся средства целесообразно перенаправить в производство крупного рогатого скота. Например, субсидировать часть затрат на возврат сельхозземель в оборот, создание культурных пастбищ, - считает он. - Особое место мы отводим идее поддержки откорма скота до оптимальных весовых кондиций, чтобы получать скот лучших качественных и, следовательно, ценовых характеристик. И делать акцент не только на большие проекты, но и на крестьянско-фермерские хозяйства, работающие в связке с крупными откормочными, убойными и перерабатывающими предприятиями".
По его словам, в ближайшие 30 лет спрос на говядину в мире вырастет на 30% за счет роста населения и повышения доходов в Азии, Африке, Южной Америке. "Страны-производители говядины уже готовятся делить этот пирог. У России есть все возможности получить огромный экономический эффект от роста производства говядины, удовлетворить внутренний рынок и продавать говядину в России по ценам, доступным для большинства россиян, а также по всему миру. И сделаем мы это или нет, решается уже сегодня", - подчеркнул Юшин, ещё раз отметив, что стартом для этого "родео" может стать наступающий Год быка.
регион:
Россия