
Сергей Лахтюхов, ответственный секретарь Российской ветеринарной ассоциации
На сегодняшний день получается, что в каждом субъекте действует свой местный маленький Россельхознадзор, который по факту подчиняется не Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а губернатору, который его сформировал. А в итоге вспыхнула у нас африканка в регионе и они своими решениями и своими силами пытаются как-то загасить этот очаг, никого не информируя об этом.
Кроме того, что у нас в каждом субъекте есть свой территориальный орган, собственные ветслужбы имеют и ФСИН, и у МВД, и у ФСБ, куда ветеринарам из того же Россельхознадзора вообще никак не попасть без специального согласования.
Поэтому помимо частных вопросов по терминологии главный камень преткновения в законопроекте - это единство ветеринарной службы Российской Федерации. И как бы нам Минсельхоз и Минэкономразвития не говорили, что мы должны двигаться поступательно, поэтапно, мы твердо знаем, что если законопроект будет принят в данном виде, это будет означать фактический крах ветеринарной службы Российской Федерации.
А поскольку нынешняя редакция уже пошла на утверждение, сейчас основная задача всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере ветеринарии – попытаться донести свое мнение до правительства. Сейчас правительство проводит общественную экспертизу данного проекта. Когда я последний раз смотрел страницу с обсуждением, там было всего 4 участника.
По факту получается, что в обсуждении участвуют лишь Москва и Питер, и больше никто. Никакой заинтересованности со стороны общественности нет. Да никто об этом попросту не знает. Поэтому сейчас мы активно подключаем наших региональных участников к обсуждению, просим активнее высказывать свою позицию, даем понять что наши дополнения к законопроекту "О ветеринарии" могут быть услышаны.
Прошлым летом данным вопросом занимались исключительно отраслевые ассоциации – наша ассоциация, Национальный мясная ассоциация, Рыбный союз и другие. Постепенно люди начали присоединяться. Отраслевые ассоциации сами обратились к властям и создали Межотраслевой экспертный совет по ветеринарии. Совет обратился в Минэкономразвития с просьбой о том, чтобы обязательно на все слушания и заседания рабочих групп по данному законопроекту приглашались эксперты ассоциаций, и их действительно приглашают. А сейчас мы начинаем наращивать интерес в регионах.
На данном этапе мы четко понимаем, что если законопроект будет принят в теперешнем виде, то ветслужбы фактически не будет, и мы возвратимся на уровень начала 2000-х гг.
Умывать руки – это в корне неправильный подход. Я уже сталкивался с позицией регионов, когда слышал от них: "да что мы можем сделать? Нас собирают как статистов, а напишут все равно то, что уже согласовали".
Однако давайте вспомним первоначальную редакцию законопроекта. Если сравнить ее с той, которая сейчас рассматривается, очевидно, что общественность действительно на что-то влияет. Вносятся поправки, на которых отраслевики настаивают. Причем мы не просто кричим, а пишем письма, в том числе и в аппарат правительства, участвуем в заседаниях, посвященных разработке данного законопроекта. Нельзя забиваться в угол и со стороны наблюдать, как ветеринарная система разваливается. Надо активно участвовать в работе над законопроектом.
Специально для ИА SoyaNews