Из-за подорожания кормов мелкие птицеводческие хозяйства Прииртышья оказались на грани разорения
В связи с подорожанием кормов рентабельность производства в Прииртышье резко сократилась. Сможет ли отрасль пережить кризис, выясняла корреспондент "РГ".
07.12.2012
Источник: rg.ru
Сегодня стало ясно, что от последствий засухи птицеводы пострадали больше других. Увеличение стоимости зерна привело к тому, что корма подорожали практически в два раза. Между тем в структуре себестоимости птицы они составляют 75 процентов.
- Рентабельность на нашем предприятии сначала упала с пятнадцати до семи процентов, а теперь и вовсе снизилась до нуля, - сообщил "РГ" генеральный директор птицефабрики "Иртышская" Анатолий Беззубцев. - Ситуация действительно непростая. Несмотря на конкуренцию на рынке, мы вынуждены значительно поднять отпускные цены на яйцо. А стоимость мяса, по моим прогнозам, и вовсе увеличится на пятьдесят процентов. Иначе продавать его будет невыгодно.
Но если крупные птицефабрики надеются протянуть неурожайный год на собственных переходящих кормах, то мелкие производители и частные хозяйства вполне могут оказаться на грани разорения.
- В эту зиму я собираюсь сократить семьдесят процентов своего поголовья, - говорит глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Изюмовское" Сергей Ощепков. - Хотелось бы, конечно, оставить птицу на маточник, да кормить нечем.
Владельцы "домашней" птицы уже приступили к забою. Личным подсобным хозяйствам выживать сегодня тяжелее всего. Во-первых, себестоимость деревенского натурального мяса почти в два раза дороже фабричного. Во-вторых, сбывать свой товар фермеры вынуждены на социальных ярмарках и по объявлениям на форумах. В сетевые магазины и торговые комплексы сельским птичникам вход закрыт.
На субсидии пострадавшие от засухи птицеводы особо не рассчитывают. Уже ясно, что дотации на закупку и заготовку кормов достанутся лишь нескольким крупным хозяйствам. Между тем в разгар "кормового" кризиса на рынке вновь появилась импорт-ная продукция.
- Дешевое замороженное куриное мясо везут из Беларуси, Прибалтики и других стран, - сетует генеральный директор птицефабрики "Осокино" Борис Ерх. - Как в таком случае повышать отпускную цену? Придется работать в убыток.
Между тем в последние годы птицеводство занимало лидирующие позиции в агропромышленном комплексе Омской области. Производителям мяса кур и яиц удалось практически полностью вытеснить с рынка "ножки Буша" и другие импортные полуфабрикаты. Сегодня в регионе действует девять крупных птицеводческих предприятий, которые за последние пять лет прак-тически вдвое увеличили объемы производства. Только в прошлом году, по данным министерства сельского хозяйства и продовольствия региона, прирост по куриному мясу превысил сто процентов. А производство яиц давно перевалило за 700 миллионов штук ежегодно.
- Физиологическая норма потребления яиц - 260 штук в год на душу населения, - говорит начальник управления развития животноводства областного минсельхозпрода Александр Курзанов. - Между тем на каждого омича производится 387 штук. Излишки продукции реализуют в других сибирских регионах и в Казахстане.
Производителям из соседней республики приходится даже жаловаться на "засилье" омских яиц, которые ввозят в страну по демпинговым ценам. Из-за этого местные птицефабрики в пиковое время вынуждены работать "на склад".
Динамичному развитию рынка в Прииртышье способствовала быстрая оборачиваемость средств в птицеводческой отрас-ли. Для того чтобы получить мясо говядины, необходимо минимум 43 месяца, а производственные риски постепенно делают его деликатесом. Мясо же неприхотливого бройлера готово к продаже уже через два месяца. К тому же стоимость его в разы меньше той же говядины или свинины, поэтому на прилавках оно не залеживается. Помимо низкой цены, у птицы есть и другие плюсы для покупателей. Мясо низкокалорийное, быстро готовится, и его разрешено употреблять в пищу всем конфессиям мира. Спрос на продукцию очевиден.
Скорая окупаемость инвестиций привлекла в отрасль многих аграриев. На птицеводство полностью переключился ряд фермерских и личных подсобных хозяйств. В ближайшее время в регионе планируют открыть еще две фабрики - в Таврическом и Кормиловском районах. В новых цехах собираются производить индейку - все "куроводческие" ниши в регионе прочно заняты.
Однако многие проблемы отрасли оказались напрямую связаны с ее быстрым ростом. К примеру, "насыщенность" рынка не пошла на пользу покупателям. В первую очередь, избыток продукции повлиял на ее качество, причем не в лучшую сторону. В условиях жесткой конкуренции предприятия стали бороться за клиентов, наращивая объемы и снижая цены. Вкусовые и диетические свойства товара отошли на второй план.
- Если еще несколько лет назад мясное поголовье на фабриках выращивали 63 дня, то теперь в некоторых хозяйствах бройлеров забивают уже на 35-38 день жизни, - поясняет директор Сибирского научно-исследовательского института птицеводства Российской академии сельскохозяйственных наук Александр Мальцев.
В результате мясо просто не успевает "вызревать", и на прилавках появляются безвкусные и водянистые полуфабрикаты с мягкими костями. Для скороспелости птицу нередко пичкают стимуляторами роста и прочей "химией", а для более длительного хранения тушки накачивают рассолом. Современные технологии направлены на увеличение влаги в мясе, и содержание белка уменьшается. Сторублевые цыплята, действительно, разлетаются с прилавков как горячие пирожки. Но куриный бульон из них мало чем отличается от бульона из перемороженных "ножек Буша".
Племенная работа по птицеводству в Омской области, к сожалению, прекращена. Все птицефабрики Прииртышья работают на импортных кроссах, которые закупаются в репродукторских хозяйствах за пределами региона - у омских кур давно уже "заграничная" генетика. Гордость Сибири - экспериментальное хозяйство в Морозовке, поставлявшее племенную птицу на фабрики по всей России - было разрушено после эпидемии птичьего гриппа. В санитарных целях хозяйство закрыли на целый год, и за это время оно потеряло практически всех клиентов.
- Покупая племенную продукцию за рубежом, мы фактически дотируем развитие этой отрасли в других странах, а свою уничтожаем, - считает Александр Мальцев. - К тому же если в стране-поставщике вдруг возникнет эпидемия, нашим хозяйствам придется сокращать производство из-за дефицита племенной продукции.
Ни один из яичных и мясных кроссов, выведенных омскими селекционерами, сегодня не используется на производстве. Между тем ученым было чем гордиться. Последний мясной кросс "Сибиряк" полностью адаптирован к местным климатическим условиям и за два месяца достигал в весе более пяти килограммов. Но эти куры были "забракованы" птицефабриками как слишком прожорливые. Когда цены на корма и конкуренция стремительно растут - птицеводам не до селекции. У них остается только один выход - снижать затраты при наращивании объемов. С отечественными бройлерами сделать это было невозможно.
Постоянное снижение издержек в борьбе с конкурентами привело к тому, что сегодня некоторые предприятия работают на грани возможностей. В сложной ситуации находятся птицефабрика "Морозовская" и сельскохозяйственный производственный кооператив "Тюкалинский".
По мнению экспертов, без дотаций от государства многие предприятия будут не в состоянии преодолеть кормовой кризис. А в условиях вступления России в ВТО птицеводы особенно нуждаются в поддержке. Ведь в Европе экспортерам сельскохозяйственной продукции возмещают до тридцати процентов ее себестоимости. Примерно на столько же омская курица дороже импортных замороженных бройлеров.