Томская область: катаклизмы в сельском хозяйстве, или откуда ждать помощи?
Для сельхозников осень - это, прежде всего, время подведения итогов. В нынешнем году они крайне неутешительны.
18.12.2012
Источник: mk.ru
Вот уж действительно, посчитали – прослезились. Нынешним летом на головы сельхозтоваропроизводителей обрушились все мыслимые и немыслимые несчастья. К погодным испытаниям на прочность (аномальная жара, невиданная засуха, дождливый сентябрь) добавился еще и всеобщий «политэкономический экзамен» пока еще со смутными условиями задач – вступление России в ВТО. Можно ли крестьянам в этой непростой ситуации выживания надеяться на помощь властей?
Итоги минувшей уборочной кампании в Томской области печальны. В этом году зерна собрано в два раза меньше, чем в прошлом: вместо запланированных 350 тысяч тонн намолочено только 150. Недобор 200 тысяч тонн. Больше всего пострадали от засухи Первомайский, Бакчарский, Кривошеинский, Томский и Асиновский районы, где урожайность составила от 5 до 8 центнеров с гектара. Убытки сельхозпроизводителей достигли около 1,5 миллиардов рублей.
– В настоящее время намолоченного зерна не хватает, чтобы обеспечить собственные потребности сельскохозяйственных предприятий в семенах и фураже, не говоря уже о продаже зерна на сторону. Ситуация очень сложная, – считает депутат Законодательной Думы Томской области, Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации, директор ЗАО «Дубровское» Геннадий Сергеенко. – Многие хозяйства под посевную взяли кредиты, сейчас им рассчитываться фактически нечем. Поэтому мы обратились на правительственный уровень, чтобы просить провести пролонгацию кредитов.
Еще летом в области была создана рабочая группа под председательством губернатора Сергея Жвачкина, которая взяла на себя контроль за оперативной ситуацией в агропромышленном комплексе. По инициативе депутатов и членов рабочей группы, хозяйствам области в форс-мажорных обстоятельствах было выделено для заготовки кормов дополнительно около 148 миллионов рублей из регионального бюджета на поддержку животноводов средних и крупных хозяйств области. Что позволило заготовить дополнительно силос, сено, сенаж.
В октябре рабочей группе предстоит подвести итоги, и решать, что же делать дальше. Но уже сегодня ясно, без дополнительной государственной поддержки, причем и на федеральном уровне, будущее томских сельхозпроизводителей очень туманно.
– Наша область всегда была зоной рискованного земледелия. Без стабильной государственной поддержки ни о каком дальнейшем развитии речи быть не может, – считает Геннадий Сергеенко. – Смотрите, что происходит: с каждым годом диспаритет цен постоянно растет. Если в Евросоюзе на каждый гектар пашни идут дотации от государства около 300 евро, что позволяет обновлять технику, строить, развиваться, то в России мы получаем дотации в восемь (!) раз меньше. И какая же будет равная конкуренция российских аграриев с европейскими после вступления России в ВТО?
Остро не хватает и кормов для скота. Недобор по всем хозяйствам в среднем около 30%, сильно пострадало и качество кормов. Цена на продовольственное и фуражное зерно растет. Это может вынудить фермеров пойти на сокращение поголовья скота. Никому не выгодно кормить свиней зерном по 10 рублей за килограмм, хрюшка выйдет золотой. Кто ее купит? Пойдет под нож скотина – значит, мясо упадет в цене, чтобы затем подскочить на порядок выше.
– Прогнозы неутешительные и не очень веселые, – разделяет обеспокоенность своего коллеги председатель комитета по экономической политике Законодательной Думы Томской области Иван Кляйн, – Возможности нашего областного бюджета не позволяют кардинально решить проблему в аграрном секторе. Как известно, более 80% расходной части бюджета – это публичные обязательства: зарплаты, меры социальной поддержки, содержание бюджетных учреждений и так далее. Похоже, на будущий год эта доля только увеличится. На развитие останутся крохи. Поэтому я убежден, государству необходимо четко определиться: если мы вступаем в ВТО, открываем границы, то власть обязана создать условия для добросовестной конкуренции своим, отечественным товаропроизводителям. Пока неясно, насколько продукты, завозимые из-за границы, будут дешевле, насколько качественнее, как среагируют на это наши товаропроизводители? Ведь мы уже проходили этот урок в девяностые годы, когда в Россию к нам хлынули куриные окорочка, так называемые «ножки Буша». Чем это обернулось? Наши родные птицефабрики оказались на грани банкротства, некоторые просто закрылись. Сколько потребовалось времени, чтобы они поднялись и начали развиваться?
Считаю, что реальная поддержка сельхозпроизводителей должна стать государственной заботой. Если этого не произойдет, не будет у нас своего сельского хозяйства. И тогда действительно возникнет угроза продовольственной безопасности страны. Необходимо в кратчайшие сроки найти способы поддержки, незапрещенные законом, чтобы наши аграрии смогли выстоять в конкурентной борьбе.
Нельзя просто сидеть с протянутой рукой и ждать из федерального центра субсидий, которые к тому же скоро будут запрещены. Надо искать новые, эффективные способы поддержки. Уверен, что если все регионы будут поднимать эту проблему, то мы будем услышаны на федеральном уровне. Ждать больше некогда.