Российское свиноводство – первая жертва ВТО?
Ситуация на рынке свинины в России вызывает все больше беспокойства. После вступления в ВТО в страну хлынул поток дешевой импортной свинины, цены на нее упали. Это происходит на фоне роста себестоимости производства мяса внутри России, – об этом сообщает "ВестиФинанс".
06.02.2013
Источник: exp.idk.ru
Свиноводство в последние годы было образцовой отраслью сельского хозяйства РФ. Власти субсидировали аграриям 8-летние кредиты. Цены на свинину росли. Рентабельность доходила до 25%. Как следствие, с 2006 г. в сектор пришло около 300 млрд руб. частных инвестиций.
Результаты не заставили себя ждать. С 2005 по 2012 гг. производство в целом увеличилось на 70%, промышленное производство – в 3,5 раза. Доля импорта снизилась с 45 до 25%.
За эти успехи отрасль и поплатилась. Именно в свиноводстве Россия пошла на наибольшие уступки при вступлении в ВТО. Пошлины на свинину внутри квоты были снижены с 40% до нуля. Тогда как по мясу птицы и говядине, к примеру, остались на прежнем уровне. Пошлины на живых свиней оказались снижены в 8 раз – с 40 до 5%.
Лучше всего подготовились импортеры. Все первое полугодие прошлого года они ждали послаблений и ограничили ввоз свинины. А с августа, когда состоялось вступление России в организацию, наверстали упущенное. В итоге импорт подскочил на треть, а цены – на столько же обрушились.
«Если оценивать рост непосредственно после присоединения к ВТО, импорт вырос на 34%, а сверх квоты – почти в два раза», – комментирует гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.
Произошло драматическое снижение цен на основную продукцию свиноводства – это живые товарные свиньи. Падение составило порядка 25-30%.
Положение осложнил рекордный рост цен на зерно. За прошлый год фуражная пшеница (она используется в качестве корма) подорожала в два раза. Рентабельность отрасли резко упала. Многие животноводы работают в убыток.
Эксперты говорят: проблема стояла бы не так остро, если бы параллельно с новыми фермами строились новые холодильные склады. Это помогло бы переждать низкий сезон. Создать нужную инфраструктуру сейчас быстро невозможно.
«Эта проблема носит долгосрочный, структурный характер, и ее в течение 1-2 месяцев не решить. Чтобы ее решить, нужна господдержка и несколько месяцев или даже лет целенаправленной работы всей отрасли», – отметил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.
Как следствие, убой скота сократился: мясо негде хранить. Свиней передерживают: вместо центнера они набирают в полтора раза больший вес. Ценность такого мяса значительно падает. Фермеры просят государство вмешаться в ситуацию и компенсировать им хотя бы часть роста цен на корма.