Зерно в простое
Машины с новым урожаем застряли в многокилометровых пробках.
26.07.2013
Источник: rg.ru
В стране развернулась битва за сдачу урожая. Зерна в этом году крестьяне соберут на 15-20 процентов больше, чем в прошлом , это почти 91 миллион тонн, прогнозируют эксперты. Но машины с новым урожаем не могут доехать до покупателей, грузовики стоят в пробках на подъезде к элеваторам и портам, сигнализируют собкоры "РГ".
Вот на неширокой трассе, уходящей от Азова в сторону Кагальника, машины с 20-тонным грузом выстроились в линию обороны по обочине. Условий, понятно, нет никаких.
На дороге сплошь и рядом возникают аварийные ситуации: автомобили вынуждены выезжать за сплошную разделительную полосу, чтобы объехать припаркованный в неположенном месте большегруз. "КАМАЗы" грохочут и пылят, заполняя окрестности удушливыми выхлопами. Жители поселка Ясного страдают от них. Так же, как и расположенные недалеко от трассы Азовский родильный дом, детский дом-интернат. Здесь уже даже прогулки отменили.
Не в лучшем положении и сами водители грузовиков. Им приходится стоять в пробке, не отлучаясь от машины, в жару под 40 градусов.
По мнению заместителя мэра Азова Валерия Ясько, коллапс возник из-за того, что в одном месте оказались сконцентрированы сразу несколько специализированных зерновых терминалов. Это портовый элеватор, морской порт и другие. Некоторые не справляются с объемами работы. Кто именно, непонятно. Директор одного из предприятий Игорь Сичкарев сообщил "РГ", что к ним очереди нет. Ему вторит руководитель Азовского зернового терминала Игорь Литвиненко: "Мы сами страдаем от пробки, потому что наши клиенты не могут пробиться к нам. Доходит даже до того, что наши диспетчеры едут вдоль очереди и выискивают наших сдатчиков - чтоб не стояли в ожидании. Но это тоже проблематично - проехать в столпотворении грузовиков.
Терминал предназначен для быстрой погрузки-выгрузки, - говорит он. - В сутки мы принимает двести машин, обрабатываем семь тысяч тонн грузов. Многие предприятия отгружают зерно напрямую на суда. И тогда все грузовики ждут, когда этот корабль подойдет.
Такие пробки, как под Азовом, достаточно типичная ситуация во время летней страды, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. "Сельское хозяйство в России - отрасль, имеющая серьезную сезонную зависимость", - говорит он.
И как только уборочная страда подходит к пику, так на "хлебных трактах" возникают заторы. Чем больше урожай, тем больше пробка. Сейчас на Дону пик уборочной страды. Зерно льется в закрома родины широким нескончаемым потоком. По прогнозам, урожай совсем неплох, подтверждает Александр Корбут. Экспорт зерна в этом сельхозгоду (с июля 2013-го по июнь 2014 года) ожидается в пределах 15-15,7 миллиона тонн, оценивает президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) Павел Скурихин. Но урожай надо еще доставить до покупателя или вовремя отгрузить на экспорт.
Какие из-за заторов на дороге несут потери сельхозпроизводители, подсчитать невозможно. "Основные потери возникают на стадии длительного хранения. Но и тогда зерно, в случае утраты им тех или иных свойств переводится из кормового в фуражное или идет на производство спирта, то есть так или иначе поступает в производство, получает добавленную стоимость. Поэтому статистики финансовых потерь и не ведется", - рассказал "РГ" Александр Корбут. Но понятно, что заторы создают сложности для тех же транспортных организаций, жителей близлежащих населенных пунктов.
Что делать? Решить задачу только постройкой новых элеваторов невозможно, говорит Корбут: "Нужно правильно просчитывать логистику, организовывать перевозку зерна". То есть четко понимать, куда и когда необходимо подать машину с грузом, чтобы избежать длительных простоев в очередях, сэкономить топливо. А, следовательно, и деньги, рабочее время. Не говоря уже о людских ресурсах.