Почему агентство Fitch лишило Россельхозбанк суверенного рейтинга
Поможет ли государство банку, четверть кредитного портфеля которого скомпрометирована, а достаточность капитала поддерживается искусственно. РСХБ в господдержке не сомневается.
Россельхозбанк (РСХБ) лишился суверенного рейтинга ВВВ. Вчера агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг госбанка до уровня ВВВ- со «стабильным» прогнозом. Причины — существенное ухудшение качества активов, низкая прибыльность и уязвимая позиция по ликвидности, перечисляет Fitch.
Четверть портфеля банка составляют признанные проблемные кредиты: кредиты с просрочкой на 90 и более дней (включая переведенные в категорию кредитов под наблюдением) к концу 2012 г. достигли 17% кредитного портфеля, реструктурированные ссуды — это еще 8% портфеля.
Созданные банком резервы покрывают лишь половину неработающих кредитов, а если учитывать реструктуризации — и того меньше: 34%. Не покрытые резервами проблемные кредиты были равны основному капиталу, а возврат этих кредитов растянут на три года, что «указывает на вероятность дальнейших убытков, вызванных их обесценением», беспокоятся аналитики Fitch.
Возврат кредитов растянут не только у старых кредитов, но и у новых — почти половина всех ссуд имеет сроки погашения более трех лет на конец 2012 г. Аналитики агентства сетуют, что банк недостаточно раскрывает информацию о реструктурированных долгах, а также об амортизации основной суммы долга у существенной доли корпоративных заемщиков, — из-за этого сложно оценить перспективы погашения кредитов по той части портфеля, где пока нет просрочек.
Аналитики отмечают, что у них нет ясности, поддержит ли государство банк новыми вливаниями в капитал. Объявленных планов на этот счет нет.
Показатель достаточности капитала Н1, который на конец первого полугодия составлял 13,4%, банк поддерживает нетривиальным для госбанка способом — продавая проблемные кредиты дочерней компании (банк консолидирует ее в отчетности Fitch). Ни банк, ни Fitch названия компании не раскрывают.
«Обычно это происходит по такой схеме: банк выдает кредит спецкомпании, на который она выкупает у банка проблемные долги», — описывает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. Но сэкономить на резервах, которые уменьшают капитал, таким образом сложно, считает он: банк должен зарезервировать такой кредит, исходя из качества конечных заемщиков. Вероятно, Fitch считает, что по кредиту, выданному «дочке» на выкуп долгов, банк создал недостаточно резервов, рассуждает Матовников.
Сейчас, по его наблюдениям, такие схемы используют многие банки, но в основном частные, и стараются не консолидировать эти компании, чтобы перед регулятором и рейтинговыми агентствами они выглядели как хорошие заемщики.
«Уязвимость позиции банка по ликвидности» объясняется высоким соотношением кредитов и депозитов у РСХБ — 210% на конец 2012 г., что вкупе с длинным сроком кредитов усиливает его зависимость от финансовых рынков (см. врез). Публичный долг банка — в основном евробонды — составляет порядка $13 млрд.
Представитель РСХБ не прокомментировал выводы аналитиков Fitch относительно особенностей качества активов и капитала банка. «Рейтинговые действия Fitch основаны на мнении, что банк обладает ограниченными возможностями по увеличению капитала», — говорится в ответе пресс-службы РСХБ «Ведомостям», агентство явно недооценивает высокий уровень поддержки банка его владельцем — государством.
Вопрос о поддержке РСХБ рассматривается, но решения нет — как о целесообразности самой помощи, так и ее объемах, говорит федеральный чиновник: «У банка действительно есть проблемы, но они не критичны». С представителем аппарата первого вице-премьера Игоря Шувалова вчера вечером связаться не удалось.
Это не первый суверенный рейтинг, которого лишился РСХБ. В июле Moody’s понизило его долгосрочные долговые и депозитные рейтинги сразу на две ступени (с Baa1 до Baa3, минимального инвестиционного уровня), в то время как Сбербанку и ВТБ — только на одну ступень.