Онищенко: «В стране напряженная обстановка с сибирской язвой»
По данным Роспотребнадзора, эпидемиологическая обстановка по сибирской язве в России остается напряженной.
За последние пять лет зафиксировано 65 случаев заболеваний людей — на 43% больше, чем за предыдущее пятилетие. Как сообщили «Известиям» в Роспотребнадзоре, глава ведомства, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, подготовил проект приказа об усилении профилактических мероприятий против сибирской язвы в стране.
Согласно проекту приказа (есть у «Известий»), рекордсменом по количеству заболеваний сибирской язвой является Дагестан: за пять лет в республике заболели 15 человек. В целом в зоне риска — четыре федеральных округа: Сибирский (заболели 20 человек), Северо-Кавказский (21 человек, включая больных в Дагестане), Южный (13 человек) и Приволжский (11 человек).
Причины заболевания — контакты с больными животными при убое без участия ветеринарных специалистов, при разделке туш, захоронении трупов павших животных (по закону самостоятельное захоронение животных, павших от сибирской язвы, категорически запрещено), кулинарной обработке инфицированного мяса, при уходе за больными животными или торговле мясом на рынке.
По данным Роспотребнадзора, иммунизация против этого заболевания не проводится в Карелии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии и Чечне, Пермском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, Владимирской, Липецкой, Архангельской, Калининградской, Мурманской, Ленинградской, Тюменской, Новосибирской, Томской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах. Еще в девяти регионах объемы плановой иммунизации людей из группы риска сократились.
За пять лет в России зарегистрировано 189 случаев сибирской язвы у сельскохозяйственных животных. Это объясняется неполной вакцинацией поголовья, выпасом скота на территориях, не обустроенных сибиреязвенными скотомогильниками, и прилегающих зонах, в местах несанкционированных захоронений животных. По подсчетам ведомства Онищенко, только 37% учтенных скотомогильников соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям и только 31% имеет конкретных ответственных.
По правилам, могилы животных, павших от сибирской язвы, должны быть ограждены по периметру. Внутри зоны отчуждения должны быть вырыты канавы, установлены таблички «сибирская язва». Власти субъектов РФ обязаны обеззараживать эти территории, следить, чтобы никто не использовал их как пастбище, пашню, огород или водопой, не перемещал грунт, не строил здания и сооружения.
Стоит отметить, что скотомогильники представляют дополнительную угрозу в период паводков. Весной 2013 года под паводки попали необустроенные кладбища скота в Астраханской, Смоленской, Псковской, Самарской, Свердловской областях, в Якутии и Ханты-Мансийском АО.
Дальний Восток не является зоной риска сибирской язвы, однако, по сообщению Россельхознадзора, в середине августа самое масштабное наводнение страны затопило могильник близ села Ленинское Еврейской АО. Пробы почвы и воды на сибирскую язву на этом объекте отрицательные, но населению рекомендовано пить только бутилированную воду и прекратить выпас скота.
Для профилактики сибирской язвы главный санитарный врач предлагает провести полную регистрацию и иммунизацию скота, рассмотреть вопрос об ответственности юрлиц, принимающих мясо сомнительного качества из частных хозяйств. А также принять меры для запрета несанкционированной продажи мяса.
В управлении Роспотребнадзора по Ставрополью (один из самых неблагополучных по сибирской язве регионов) «Известиям» объяснили, что до 1940-х годов не существовало требований по утилизации скота. Сейчас в крае, по официальным данным, 340 стационарных неблагополучных пунктов по сибирской язве и более 1 тыс. почвенных очагов.
— Вспышки заболевания характерны для всего юга России, — говорит заместитель управления Ирина Ковальчук. — Есть индивидуальные поголовья, которые не проходят вакцинацию, не проводят учет скота и не предоставляют скот на осмотр ветврачам.
Специалист уверяет, что в крае нет систематической заболеваемости, случаи заболевания сибирской язвой среди людей редки.
Председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Вячеслав Телегин считает: в том, что некоторые поголовья скота остаются непривитыми, виновато государство.
— В России разрушена система ветеринарного надзора, которая занималась бы не только забоем, но и профилактикой и лечением, — говорит Телегин. — В советское время была сильная ветслужба. Тогда заключения от ветврача были обязательными. Сейчас прививка скота — на совести фермеров.
При прививках качество мяса ухудшается, объясняет Александр Почепцов, владелец фермерских хозяйств в Московской и Владимирской областях.
— Именно поэтому некоторые фермеры принципиально отказываются делать животным прививки, и не только от сибирской язвы, — говорит он.
Почепцов сомневается, что зараженное мясо может попасть на рынки. И на колхозных рынках, и на мясоперерабатывающих заводах требуют ветеринарные заключения. Кроме того, ветврачи рынков проводят собственные экспертизы, добавляет Вячеслав Телегин. Впрочем, Почепцов признает, что на некоторых мясоперерабатывающих производствах принимают мясо по старым ветсправкам.