Сверхприбыли агробизнеса уходят в прошлое

В последние 7 лет локомотивом развития отечественного сельского хозяйства было так называемое «новое» животноводство. Инвесторы активно вкладывали деньги в строительство крупных агрохолдингов,  а высокий уровень цен на продукцию животноводства и государственная поддержка обеспечивали им прибыль до 40%. По мере насыщения рынка этот фактор исчерпал себя, и сегодня России нужны новые драйверы аграрного роста. Один из них – производство кормов для сельхозживотных.

11.10.2013
Источник: SoyaNews
Председатель научно-экспертного совета при Комитете Госдумы по аграрным вопросам Александр Фомин посвятил этому свое выступление на недавнем форуме «Перспективы развития мирового кормопроизводства» в Москве.

По его словам, инерционный рост за счет завершения уже начатых проектов продолжится еще пару лет. После 2015 года правительство перестанет финансировать птицеводческие инвестпроекты, а после 2017 года – свиноводческие. «Сейчас из-за насыщения рынка и вступления в ВТО сверхприбыли уходят в прошлое», - констатировал эксперт. Помимо общей стагнации, животноводов ждут серьезные проблемы из-за опережающей инфляции издержек и замедления темпов роста доходов населения.

По данным Фомина, текущий уровень тарифов на ж/д перевозки, дизтопливо, газ, электроэнергию пока еще ниже, чем ЕС, но уже сопоставим или выше, чем в ведущих странах-экспортерах сельхозпродукции. В ближайшие 3-5 лет, прогнозирует депутат, тарифы продолжат расти со скоростью от 7 до 15% в год, а стоимость электричества и газа в долларовом выражении вырастет в 1,5 раза.

По его мнению, именно тарифы естественных монополий ставят наших и западных сельхозтоваропроизводителей в неравные условия. Например, по данным Национальной мясной ассоциации, себестоимость электроэнергии и газа в одном килограмме привеса российской свинины составляет 1,2-1,3 рубля, а в одном килограмме привеса американской - 0,6-0,8 рубля. То есть наши издержки фактически вдвое больше.

В целом же, по данным Фомина, за последнее десятилетие издержки производства, включая оплату труда работников АПК, дорожали вдвое быстрее сельхозпродукции. И это при том, что цены на сельхозпродукцию в России заметно выше мировых. В частности, в 2008-2010 гг. они в среднем на 16% превышали среднемировой уровень. И если продукты животноводства переоценены (свинина – на 50%, птица – примерно на 40%, говядина и молоко – на 25% и т.д.), то растениеводы продают свою продукцию значительно дешевле – кукуруза недооценена на 50%, подсолнечник и другие зерновые – на 25%, пшеница – примерно на 10%. 

Получается, что растениеводы частично субсидируют животноводов и население, а потребители, переплачивая за продовольствие, финансируют сельское хозяйство. В то же время доля российских сельхозпроизводителей в розничной цене не превышает 30%, причем большая часть доходов уходит даже не переработке, а торговле. Европейские же аграрии получают 60%, то есть вдвое больше. Уровень господдержки в доходах российских сельхозпроизводителей, по оценке Фомина, составляет порядка 15%, в ЕС – порядка 25%.

В этих условиях, считает Фомин, России особенно важно найти новый драйвер аграрного развития. По его мнению, производство комбикормов – одна из самых динамично развивающихся отраслей АПК. Для производства кормовых культур и грубых кормов задействована большая часть отечественных сельхозземель. По данным эксперта, для производства кормов в разных природно-климатических зонах России используются более 50% из 121,6 млн га пашни, 92 млн га природных кормовых угодий и 325 млн га оленьих пастбищ, а всего более ¾ сельскохозяйственных угодий и более ¼ части территории Российской Федерации. ИА SoyaNews




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews