Утраченные Россией посевные площади в оборот не вернутся - эксперт
Любимые аграрным сообществом перспективы России по увеличению объема посевных площадей за счет возвращения в оборот заброшенных полей далеки от реальности. Гендиректор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов пришел к такому выводу во вторник на круглом столе «Рынок сельскохозяйственной техники в 2014 году: ожидания и прогнозы» в Москве.
31.10.2013
Источник: SoyaNews
По его данным, если в 1996 году объем посевных площадей в стране был равен 100 млн га, то с начала нулевых данный показатель колебался между отметками 80 и 75 млн. га. Сегодня же, по состоянию на 2013 год, он составляет не более 78 млн га. «Ситуация стабилизировалась, но на исторически низком уровне, - констатирует Сизов. - И по зерновому клину, и по посевным площадям в целом».
Площади под зерновыми, составлявшие в 1996 году порядка 54 млн га, в последние годы стабилизировались на уровне 44-46 млн га. При этом в нулевых в России произошел колоссальный прорыв по масличным культурам. Посевы масличных удвоились с менее 5 млн га в 2001 году до свыше 10 млн га в 2013 году. Помимо традиционного подсолнечника, в устойчивый оборот отечественных аграриев вошли соя, яровой рапс, масличный лен и модный нынче рыжик.
По словам Сизова, сжатие зернового клина случилось в основном за счет Поволжья и Сибири. Юга это сокращение не коснулось, поэтому он даже обогнал Сибирь по посевным площадям. «Произошло сокращение там, где сельское хозяйство и зерновое производство нерентабельно либо малорентабельно», - резюмирует аналитик. Характерно, что высокорентабельный Юг не сократился и даже вырос после провалов времен начала нулевых.
Несмотря на обильное выбытие земельного фонда из оборота, возможности расширения посевных площадей в России под зерновыми весьма ограничены, уверен Сизов. Можно говорить о том, что в конце 80-х гг. под зерновыми было 66 млн га, а теперь 46 млн га. «Это бумажные гектары, потому что если посмотреть на Поволжье и Сибирь, это связано с тем, что в этих регионах произошел отток сельского населения, или попросту обезлюдение, - цитирует эксперта
SoyaNews. - Чтобы ввести в оборот эти земли, туда нужно не просто технику вводить, там надо создавать населенные пункты с соответствующей инфраструктурой».
По расчетам Института экономики сельского хозяйства, введение гектара в оборот в России дороже, чем в Европе и США. «Да, есть земельный ресурс, - соглашается Сизов. - Но для того, чтобы он был активирован, требуется другая экономическая ситуация, требуется другая рыночная конъюнктура». Например, если цены на зерно в будущем взлетят до небес, агробизнес снова заинтересуется заброшенными земельными активами. Но сегодня такой сценарий выглядит невероятным.
По мнению Сизова, рост производства зерна в России будет идти в первую очередь за счет повышения урожайности, то есть интенсивным путем. Именно за него сегодня голосуют аграрии своими инвестициями. Они вкладываются в более качественные сорта и семена. Этому есть резон – наше растениеводство есть куда интенсифицировать. По информации главы «СовЭкона», средняя урожайность зерновых в России находится на уровне 2-2,5 тонн. Хотя на еще не истощенных российских черноземах Юга и Центра урожайность должна быть не менее 5 тонн.
Выходит, путь экстенсивного земледелия остается нам как бы про запас. Потенциальное расширение обрабатываемых площадей слишком сильно упирается в цену вопроса.
Анна Соколова