Глава Украинской зерновой ассоциации: Наша страна — уже поставщик зерна №1 в Евросоюз

Владимир Клименко — о темпах экспорта и необходимости узаконить выращивание ГМ-семян.

08.11.2013
Источник: http://forbes.ua/
В этом году в Украине будет собран рекордный за годы независимости урожай – 58 млн тонн зерна. По крайней мере, так обещают чиновники. Под стать урожаю ожидается и экспорт – беспрецедентные 30 млн тонн по итогам 2013/2014 маркетингового года, что выводит Украину на второе место по поставкам в мире.

Гендиректор Украинской зерновой ассоциации (УЗА) рассказал о том, достижим ли такой показатель и почему ассоциация просит отменить запрет на использование в Украине ГМ-семян.

– Сколько уже вывезено зерна? По итогам сезона трейдеры выйдут на рекордный объем экспорта в 30 млн тонн, как это прогнозировал Минагропрод?

– За четыре месяца экспортировано около 10 млн тонн зерна. Чтобы выйти на 30 млн тонн, за сезон нужно экспортировать по 3 млн тонн в месяц. Возможности Украины по объемам экспорта – 3,4-3,5 млн тонн в месяц, благодаря тому, что «Укрзалізниця» восстановила более 1000 вагонов.

План в 30 млн тонн выполним, так как темпы экспорта увеличиваются. Но даже если до 30 июня (конец 2013/2014 маркетингового года. – Forbes) не дотянем до 30 млн тонн, то и от этого будет польза. Потому что июль у нас обычно слабый месяц [по темпам экспорта], а переходящие запасы позволят сделать его более боевым.

В октябре было экспортировано около 3 млн тонн, этого темпа и будем придерживаться, он вполне реален.

– То есть по итогам первой половины сезона, до конца календарного года, экспорт зерна достигнет 16 млн тонн?

– Да.

– Дополнение к меморандуму между зернотрейдерами и Минагропродом, в котором будут оговорены предельные объемы экспорта по каждой из культур, еще не подписано. Когда это может произойти?

– Пока мы с министерством (аграрной политики и продовольствия. – Forbes) этот вопрос не поднимаем. Конечно, можно сказать, к примеру, что нам по балансу надо экспортировать 10 млн тонн пшеницы. Но зачем говорить об этом сейчас, когда мы экспортировали намного меньше? Такое заявление приведет к совершенно обратному эффекту. Все бросят заниматься кукурузой, переориентируются на пшеницу, так как сельхозпроизводители увидят, что будут ограничения, и решат, что «надо быстро выбрасывать [на рынок], а то засяду с ней на весь год».

Сейчас производители придерживают пшеницу в ожидании лучшей цены. А декларацией по ограничениям мы, выходит, стимулируем ее продавать. Никому из участников рынка это не выгодно.

– Создание зоны свободной торговли с ЕС будет способствовать увеличению экспорта зерна в страны Евросоюза?

– Существенного роста не будет. Мы и сейчас поставщик №1 в Евросоюз. За прошлый сезон экспортировали туда около 10 млн тонн зерна и масличных. Испания – наш крупнейший потребитель на этом рынке.

Основная выгода в том, что обнулятся пошлины на технику, оборудование. Сейчас, покупая, например, трактор немецкого производства за 200 000 евро, нужно заплатить пошлину 15%, это 30 000 евро. Теперь это будет дешевле, в масштабе отрасли это колоссальные деньги.

– С 1 января 2014 года должен быть восстановлен режим компенсации НДС трейдерам при экспорте зерна. Есть мнение, что компании не очень в этом заинтересованы, так как компенсации из бюджета можно и не дождаться, и при этом режим предполагает повышение закупочных цен.

– На уровне УЗА мы договорились на эту тему никаких заявлений не делать. От себя лично скажу: мы еще два года назад, когда отменялся этот режим, говорили, что это приведет к падению закупочных цен на 20%. Наши аграрии и аграрные ассоциации промолчали, хотя мы им доказывали, что этого нельзя допустить. НДС при экспорте сняли, потому что были высокие цены, никто не тревожился.

Теперь, когда мировые цены упали, поднялась паника, что надо помогать производителям.

Но есть сомнения, что правительство на это пойдет. Отовсюду мы слышим, что в бюджете денег нет, а чтобы восстановить возврат НДС, надо где-то найти 8 млрд гривен.

– Какой будет динамика цен на внутриукраинском рынке?

– Сейчас многие компании, которые хотят экспортировать пшеницу, сталкиваются с тем, что не могут ее найти в нужных объемах. Это говорит о том, что сельхозпроизводители пшеницу придерживают. Есть виды на то, что цена еще повысится.

Самая неудачная ситуация – для производителей кукурузы. Если бы выращивали одну кукурузу, многие могли бы быть в убытке. Но поскольку выращивают и рапс, и подсолнечник, и пшеницу, то «на круг» прибыльность останется.

– То, что ГПЗКУ вышла на первое место по экспорту, не тревожит частных зернотрейдеров?

– Нет, абсолютно. Пусть экспортируют на благо нашей страны.

– УЗА – в числе шести аграрных ассоциаций, которые обратились к властям с просьбой о легализации производства ГМ-семян. Почему возникла такая необходимость?

– В прошлом году вступил в силу закон о биобезопасности. Но мы приняли не выверенный текст, и получилась уголовная ответственность: если сельхозпроизводитель выращивает что-то из ГМ-семян, его можно посадить, если директор элеватора взял на хранение ГМ-семена – тоже можно в тюрьму, так как оборот запрещен, если трейдер купил ГМ-семена – туда же. А то, что найдут, надо утилизировать.

Но до того как был принят этот закон, производство ГМ-семян в Украине было разрешено. Люди завозили ГМ-семена, садили, накопили определенные их объемы. И получилось, что на момент вступления закона в силу на территории Украины в ряде регионов производится ГМО-продукция. Оценки очень разные – по сое называют и 15% посевов, и 30%, но официально ее нет.

Совместно с рядом ассоциаций мы предлагаем внести изменения в закон «О биобезопасности» и разрешить производителям выращивать ГМ-семена, которые прошли полную проверку и разрешены в США и Европейском Союзе. То есть мы говорим о том, что если ГМ-семена прошли полностью исследования в США и общепризнаны, мы тоже их признаем. Указываем линейки, номера и говорим: да, их можно сеять.

– Сейчас не очень удачный момент для такой инициативы – накануне подписания ассоциации с ЕС, где неоднозначное отношение к этому вопросу. И какая политическая сила возьмет на себя ответственность за решение, которое будут трактовать как «разрешили в Украине ГМО»?

– Мы писали в разные фракции, и действительно, некоторые нам говорили, что сейчас это им политически невыгодно. Но у нас безвыходная ситуация. Иначе, что делать? Пересажать производителей зерна, у которых есть ГМ-семена – а есть у многих, – или посадить всех директоров элеваторов, трейдеров, руководителей лабораторий и утилизировать несколько тонн урожая?

Если мы понимаем, что все это невозможно, то надо принять наконец-то решение – отменить запрет. Либо четко определиться: да, мы в Украине не занимаемся производством ГМ-семян, но ввести запрет в действие через два года, подготовиться к нему, прописать план действий, но людей не трогать.

Нынешняя же неразбериха приводит к проблемам. В прошлом году, например, мы поставляли сою в Европу. Вот стоит загруженный корабль, и нам не дают сертификат, так как анализ показал, что соя – с ГМО. Мы говорим, что мы знали об этом. Покупатель в Европе говорит – да, она с ГМО, так я такую и хочу. Но нет, мы не можем получить документы, так как в Украине оборот ГМ-сои запрещен. И пока такая ситуация сохраняется, все остаются на крючке.




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews