В Алтайском крае под угрозой срыва уборка подсолнечника

Более 50% посевных площадей, занятых в этом году под подсолнечником, до сих пор остаются нетронутыми. Таковы неофициальные данные нынешней уборочной кампании.

20.11.2013
Источник: http://altapress.ru/
Собрать урожай пока не представляется возможным: влажность подсолнечника слишком высока, заезжать в поля технике все сложнее. Аграрии надеются на холодную погоду. Есть вероятность, что она поможет победить влагу и непролазную грязь. Между тем рынок уже отреагировал на эту ситуацию: цена на сырую семечку резко упала. О дефиците подсолнечника эксперты пока говорят с осторожностью.

Последняя официальная информация об уборке подсолнечника в регионе датируется серединой октября. Тогда губернатор сообщил: аграрии убрали 8% площадей. Всего в текущем году под подсолнечник было отведено более 600 тыс. га. А дальше — тишина. В сводках ГУСХ подсолнечник вообще не значится.

О своей битве за урожай рассказывают сами сельхозпроизводители. Андрей Кожанов, директор сельхозпредприятия "Партнер" из Михайловского района, признается: с его полей убрано всего 37% подсолнечника. И это несмотря на то, что хозяйство является ведущим в крае по выращиванию этой культуры, а сам Кожанов — настоящий гуру семечки.

Проблемы с уборкой подсолнечника в нынешнем году возникли во многих территориях края: в Алейском, Кытмановском, Шипуновском, Поспелихинском, Чарышском районах. В Косихинском районе на площади почти 3 тыс. га подсолнечник стоит под снегом. В Калманском районе к его уборке вообще не приступали. В общей сложности, по некоторым оценкам, в регионе около 50% всего выросшего в этом году подсолнечника остаются нетронутыми.

Игорь Башмаков, председатель комитета по сельскому хозяйству администрации Поспелихинского района, говоря о сложившейся ситуации, только разводит руками.

Игорь Башмаков,
председатель комитета по сельскому хозяйству администрации Поспелихинского района:


Легкой уборочной не бывает. У нас то все сгорело, то залило.

Действительно, в текущем году погода серьезно попортила кровь любителям подсолнечника. Сначала холодная весна сдвинула на две-три недели посевную, затем дождливое лето осложнило процесс вегетации. В довершение всему ранние заморозки не дали семечки дозреть. В 20-х числах сентября, когда у подсолнечника еще было время набираться спелости, резко похолодало.

Сергей Бенслер,
генеральный директор предприятия "Колос" Локтевского района:


Такое дождливое лето случается раз в 6–7 лет. Сейчас аграриям остается надеяться на мороз, который поможет побороть влагу в подсолнечнике. Во многих хозяйствах она достигает 20% при норме 8,5–9%. Возможность собрать хотя бы часть урожая еще есть.

Андрей Кожанов рассказывает, что в хозяйстве на агронома с влагомером сейчас смотрят как на бога. Каждое утро он выходит в поля, чтобы определить, продолжится ли уборка. Пока его выводы неутешительны: работы вести нельзя. Остается только ждать.

По словам Александра Гукова, руководителя хозяйства в Ключевском районе, пенять на погоду в нынешней ситуации не стоит. Фермер полагает, что причина проблем не в дождливом лете, а в чрезмерном увлечении аграриями гибридными сортами подсолнечника, которые дают хорошую урожайность, но при этом имеют поздние сроки созревания.

Александр Гуков,
руководитель хозяйства в Ключевском районе:


В советское время в крае было развито районирование и самой благоприятной зоной для выращивания качественного подсолнечника считалась наша зона — кулундинская. Зачем в Косихе и Павловске им занимаются, не понимаю. Это бессмысленная погоня за сиюминутной выгодой.

Александр Гуков свой урожай подсолнечника собрал уже давно. По его словам, спрос на сухую и крупную кондитерскую семечку растет не только со стороны местных переработчиков. Впервые за ней едут из Челябинска, Воронежа и даже Краснодара, предлагая за такой подсолнечник от 50 до 55 тыс. рублей за тонну.

Но порадоваться высоким ценам на свою продукцию смогут далеко не все сельхозпроизводители. Большинству из них за "масличку" предлагают по 6–7 тыс. рублей за тонну. В прошлом году цена была почти в два раза выше. При этом оптовая цена на подсолнечное масло — 47,5 рубля за литр. "Налицо сговор, не будем показывать пальцем, кого", — говорит Бенслер.

Решить проблему аграриев с подсолнечником могли бы современные сушилки, но ими оборудованы только самые передовые предприятия. К примеру, хозяйство "Партнер" только в этом году установило подобную сушилку. Привезли ее на заказ из США. Андрею Кожанову она обошлась более чем в 5 млн. рублей. По его словам, уже в этом году оборудование себя окупит. Подсушив подсолнечник, он будет хранить его до лучшей цены.

Переработчики подсолнечника о ближайших ценовых перспективах и возможном дефиците сырья пока говорят осторожно. Александр Кенигсберг, совладелец компании "Алтайские семечки", подтверждает, что качество сырья действительно снизилось, но пока его достаточно, чтоб загружать производство. Чтобы будет через пару недель, когда поля окончательно уйдут под снег и уборка подсолнечника станет невозможной, Кенигсберг не ответил.

Сергей Бенслер, также имеющий предприятие по жарке семечки, предлагает дождаться окончательного баланса. К декабрю станет окончательно ясно, сколько в регионе собрано подсолнечника и сколько его требуется переработчикам.

В любом случае, уверены эксперты, крупные предприятия без семечки не останутся. "Масличный гигант" "АгроСиб-Раздолье" в 2011 году уже демонстрировал, что может вполне обойтись и без местных сдатчиков. Когда недовольные закупочной ценой алтайские сельхозпредприятия отказывались поставлять подсолнечник, руководство "АгроСиб-Раздолье" открыто заявило, что привезет сырье с Урала.

Что будет с мелкими цехами по выпуску масла, выражаясь языком нашего губернатора, "живопырками", видимо, никого не интересует. Между тем почти в каждом районе Алтайского края есть подобные предприятия. В этом году им, скорее всего, придется закрыться или окончательно уйти в тень.

Это грабеж!

Айрат Хайруллин,
первый зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам:


Целая драма разыгрывается на рынке подсолнечника. Закупочную цену МЭЗы снизили до 9,5 тыс. рублей за тонну, а цену на шрот, по сути являющийся отходом производства, уже задрали до 8 тыс. рублей. Налицо сговор переработчиков с целью снижения закупочных цен на маслосемена, а значит, снижение доходов крестьян. Подобная цена на шрот была бы допустимой, если у крестьян семечки закупать по 18 тыс. рублей. Нынешняя ситуация — это грабеж и на входе, и на выходе!


Сбор подсолнечника на Алтае

Валовой сбор, тыс. тонн

Урожайность, ц/га






Информационное агенство SoyaNews SoyaNews