Аграриев ждет ОСАГО для посевов
Аграриев ждет «экономическое принуждение» к страхованию посевов и животных. ЦБ и Минсельхоз незначительно расходятся во взглядах на страхование урожая.
Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) считает, что сельхозстрахование с государственной поддержкой должно носить более обязательный или вмененный характер, заявил на пресс-конференции замруководителя СФР Игорь Жук, дискутируя с замминистра сельского хозяйства Дмитрием Юрьевым. «Это повысит как ответственность сельхозпроизводителей за судьбу урожая, так и возможность создания прозрачных условий для контроля за такими операциями», — считает Жук.
Сейчас государство не обязывает страховать посевы и скот, при этом субсидирует аграриям добровольные полисы. С 2012 г. полис покрывает риск критической утраты урожая, половину премии по нему оплачивает государство. При этом регионы могут выделять дополнительные субсидии из местных бюджетов. Но доля застрахованных площадей не растет. По данным Минсельхоза, в этом году больше всего площадей яровых — 18% — застраховано в Приволжском федеральном округе, а меньше всего (2%) — в Дальневосточном, серьезнее других пострадавшем от наводнения. По данным Юрьева, за прошлый год застраховано 18,5% посевов (12,9 млн га), а на конец 2013 г. ожидается показатель на уровне 13,2 млн га, или 17-20% посевов.
Президент Владимир Путин в сентябре называл другие причины низкого проникновения страхования среди аграриев: чрезмерный бюрократизм и сложности с получением страховых выплат. Он поручил обеспечить «твердые гарантии предоставления компенсаций в случае потерь урожая и наступления других рисков». До 1 февраля правительство должно подготовить предложения по созданию подконтрольного государству страховщика агрорисков.
В Минсельхозе уверены, что именно обязательное страхование посевов не поможет, сказал Юрьев: «Новые обязательства — это существенная нагрузка на сельхозтоваропроизводителей. Если у него нет средств, то за счет чего ему отсеяться?» При этом, по его словам, Минсельхоз изучает вариант необязательного вменения, или «экономического принуждения» крестьян к страхованию. Министерство «заинтересовалось предложением» Сбербанка и РСХБ включить требования о страховании в условия выдачи льготных кредитов аграриям под будущий урожай, добавил Юрьев: «У нас есть всего два госбанка, кредитующих под залог будущего урожая. Их требование — пакетное страхование. Если появится требование об обязательном страховании и получение кредита будет увязано с наличием полиса, такой подход экономически более адекватен». Это будет экономический рычаг, стимулирующий страхователей к активному заключению договоров, резюмировал он.
Третий подход предложил вчера президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов. Он направил в Госдуму проект поправок, по которым право на получение выплат от государства и регионов после чрезвычайных ситуаций (как на Дальнем Востоке этой осенью) привязано к наличию добровольного полиса. «Фактически Биждов дублирует предложенный на прошлой неделе премьеру вариант продвижения страхования жилья среди россиян», — говорит топ-менеджер страховщика, входящего в НСА. «Я считаю, что подход, высказанный НСА, объективный: каждый, кто беспокоится за будущее своего агробизнеса, должен страховаться», — говорит гендиректор «Белой дачи» Антон Семенов. Привязывать льготные ставки к страховым выплатам, как предлагает Минсельхоз, неправильно, считает он: «Это вообще из другой пьесы». В компании Семенова застрахованы и урожаи, и ответственность перед третьими лицами, и недвижимость.
По факту схема, предложенная Минсельхозом, и так де-факто действует — субсидии невозможно получить, если будущий урожай не застрахован, отметил представитель группы «Черкизово» Александр Костиков. «Мы выступаем за добровольное страхование, но важно, чтобы премии рассчитывались исходя из показателей реальной урожайности, а не средней — у нас она в два раза выше средней», — считает он.