Бывшие владельцы НМТП хотят купить госпакет порта
Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько интересуются возможностью покупки госпакета Новороссийского порта. Но правительство пока не решило, когда и кому его продать.
Бывшие владельцы Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько проявляют интерес к госпакету (20%) стивидорной компании, рассказали «Ведомостям» знакомый одного из бизнесменов, федеральный чиновник и источник, близкий к одному из акционеров НМТП. Но окончательно вопрос об участии структуры Пономаренко и Скоробогатько — TPS Group в приватизации госпакета не решен, поясняет один из них.
Пономаренко и Скоробогатько были владельцами НМТП до 2010 г. Их компании начали скупать акции порта еще в 1990-х гг. Но контрольный пакет порта был собран лишь в середине 2000-х гг. В 2006 г. владельцем более 63,36% акций НМТП стал офшор Kadina, в равных долях принадлежащий семьям Пономаренко и Скоробогатько. Осенью 2007 г. 20% порта были проданы в ходе IPO. За партнерами остался контрольный пакет, так как они докупали акции с рынка. А в 2008 г. долю в НМТП получил Аркадий Ротенберг. Связанные с ним структуры купили 20% Kadina. А три года назад офшор продал 50,1% порта структуре «Суммы» и «Транснефти».
Правительство рассчитывает продать 20% НМТП до конца этого года, точные сроки и форма продажи не называются. Агентом выбран банк UBS, но тот рекомендовал Росимуществу перенести приватизацию актива на 2014 г. «Мы предлагали публичное размещение, но не исключаю продажу стратегу, возможно и то и другое», — сказал в пятницу министр экономического развития Алексей Улюкаев (цитата по «Интерфаксу»).
На решение правительства о сроках и форме продажи пакета в НМТП может повлиять исход переговоров «Суммы» и «Транснефти» о разделе «сферы влияния», говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. На прошлой неделе президент «Транснефти» Николай Токарев заявил о том, что нефтетранспортная компания ведет переговоры с «Суммой» об «оптимизации бизнеса» (цитата по «Интерфаксу»). «Нам наливные, им сухие [грузы]», — добавил он. Но он подчеркнул, что речь не идет «о делении акций НМТП». Источники «Ведомостей», близкие к акционерам порта, уверяют, что совладельцы НМТП все же рассматривают возможность разделения активов порта.
Но как «Сумма» и «Транснефть» собираются делить НМТП — пока не ясно. Это может быть продажа «дочек» НМТП: «Транснефть», например, получает терминал для перевалки нефти «Шесхарис», Приморский торговый порт (ПТП), бункеровочный бизнес, мощности для перевалки нефтепродуктов (ИПП и 50% в НМТП, остальное — у структур Gunvor Геннадия Тимченко) и флот, а «Сумма» и остальные акционеры — зерновой терминал (НЗТ), контейнерный терминал («Новорослесэкспорт» и Балтийская стивидорная компания) и Новороссийский судоремонтный завод, говорит один из собеседников «Ведомостей». Получить комментарии от Росимущества не удалось. Представитель «Суммы» от комментариев отказался. Представитель «Транснефти» говорит, что обсуждается новая схема управления портом, речи о разделении активов нет.
Видимо готовясь к разделению активов, «Транснефть» докупила 10,5% НМТП на рынке и довела долю до 35,5% порта, чтобы усилить свои переговорные позиции, рассуждает Юминов, ведь стоимость терминалов для перевалки нефти и нефтепродуктов выше, чем остальных в НМТП. В 2010 г. ПТП был оценен в $2,15 млрд (перед продажей НМТП). Но сейчас на LSE капитализация всего НМТП с учетом ПТП значительно ниже — $1,76 млрд.
Помимо структур бывших владельцев НМТП на него претендует «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана и Ильи Клебанова, группа «Дело», арабский фонд Invest AD, трейдер Noble Group, фонд Macquarie Renaissance, филиппинская International Container Terminal Services, украинская ТИС, United Capital Partners, Российский фонд прямых инвестиций и совладелец порта группа «Сумма». В начале сентября о cвоем интересе к госпакету НМТП заявила и «Роснефть». Президент компании Игорь Сечин писал президенту Владимиру Путину, что Новороссийский порт — наиболее подходящий вариант для размещения базы для освоения черноморского шельфа вместе с ExxonMobil. «Транснефть» официально не претендует на госпакет НМТП.