Аграрии Воронежской области готовятся применять чудеса биоинженерии
Первые опыты с гм-растениями тут проводили больше десятилетия назад – только из научного интереса.
Эта свёкла сконструирована. Так про нее говорят из-за встроенного гена. В лабораториях НИИ сахарной свеклы гм-черенки растут без корней. Опытные образцы хранят в агар-агаре, пересаживая и размножая. Для них 16-ти часовой световой день и 26 градусов тепла. На вид от обычных не отличаются. Ген должен сделать их здоровей – по замыслу устойчивы к болезням - той же гнили.
В институте модифицировали отечественный гибрид. Если объяснять на пальцах, процесс выглядит достаточно просто. Берут черенок, лист убирают, в оставшейся части делают несколько надрезов. В них вводятся агробактерии, которые и содержат ген. Говорят, местные специалисты наловчились делать это даже без микроскопа. После проверяют, прижился ли ген в растении.
Первые опыты с гм-растениями тут проводили больше десятилетия назад – только из научного интереса. В институте все делали в пробирках, опробовали на тамбовской земле -в закрытом питомнике. Создавали свёклу, устойчивую к гербициду, побеждавшему все сорняки. Результаты, говорят, разочаровали.
Игорь Апасов, директор ВНИИСС: "Если с сорняками в посевах сахарной свеклы бороться грамотно и квалифицировано, никаких преимуществ ни в урожае, и в сахаристости, ни в сборе сахара с одного гектара генномодифицированное растение не дает. Мы встраиваем инородный ген в белковые структуры, а белковая структура – это мякоть, это жом. Ни одной доли процента, что измененный ген попадет в сахар".
А вот озимую пшеницу одним геном не улучшить, считают в НИИ имени Докучаева. Ее нужно сделать стойкой сразу и к жаре, и к холоду – что, уверяют, серьезно усложняет селекцию. Поэтому не экспериментируют. Готовы в теории.
Борис Дорохов, заведующий лабораторией селекции озимой пшеницы НИИ имени Докучаева: "Повысить зимостойкость озимой пшеницы можно с помощью гена из жабры рыб. Ну, вот как будем мы, когда человеку скажут, вот хлеб создан с участием гена жабры рыбы, как это отношение, конечно, какой-то испуг, недоумение. Но это факт, движение идет, и никуда от этого не денешься".
В соседнем колхозе работатьпривыкли по старинке. Говорят, поддерживают отечественных производителей семян и сорта предпочитают - проверенные временем. Разрешение вмешиваться в природу, буквально "программируя урожай", восприняли с опаской.
Николай Киселев, специалист колхоза имени Докучаева: "Наше хозяйство всегда выращивает отечественные сорта, вот, допустим, Дон-93, который дал большой урожай – 42 центнера с гектара. А про семена ГМО, которые мы пока не собираемся использовать, надо их еще проверить, как другие люди будут сеять".
Между тем, некоторые эксперты пророчат ГМ-семенамв России большое будущее. За рубежом, правда, ими засеяно каждое десятое поле. Но по опыту тех же Бразилии, США, Китая сельхозработы фермерам обходятся дешевле. Экономия – одна пятая обычных расходов.
Андрей Сизов, исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон": "Они фактически резко сокращают расходы на другую аграрную химию, средства защиты растений. Потому что они просто не требуются – это раз. Второе – сокращаются расходы на ГСМ, на технику, из-за того, что просто меньше намного полевых работ".
Потратятся на сами семена – дороже обычных. А то, что ГМ-посевы вовсе не требуют химии – миф.Экологи уверены, ее эффект с годами может быть непредсказуемым, как и сама высадка измененных семян.
Елена Шаройкина, директор Общенациональной Ассоциации генетической безопасности: "Необходимо проводить дополнительные эксперименты по воздействию ГМ семян на окружающую среду. Сорта генетически модифицированные переопыляют поля с немодифицированными растениями. И для биоразнообразия это серьезной проблемой может быть в перспективе".
У НИИ сахарной свеклы уже есть заказ от отечественной компании. В будущем году свой образец ученые готовы передать на испытания в госкомиссию. Чтобы еще через пару лет представить на рынке модифицированную воронежскую свеклу.