По его мнению, неверно принимать решения, основанные на страхе. «Нельзя остановить прогресс! – считает эксперт. - Не может 21 век обойтись без новых технологий. И Россия не может! Обратите внимание – никто же не возражает против лекарств! Все лекарства сегодня получают с помощью биотехнологий и генной инженерии, все вакцины – тоже».
По данным Международной службы по мониторингу за применением агробиотехнологий (ISAAA), которые Скрябин привел в своей презентации, за 17 лет коммерческого использования ГМ-культур мировая площадь их посева расширена в 100 раз и достигла 170,3 млн в 2012 г. или более 12% от мировой площади пашни. Это на 10,3 млн га больше, чем 2011 г. Предполагается, что в ближайшие 10-20 лет около 80% 29-ти основных сельскохозяйственных культур будут высеваться ГМ-семенами.
По тем же данным, ГМ-культуры выращивают 28 стран, в том числе все страны БРИКС, кроме России. В этих 28 странах сегодня живет 60% населения, или около 4 млрд человек. Характерно, что наибольшие площади под ГМ-культуры отводят таких аграрные гиганты, как США, Бразилия, Аргентина, Канада, Индия и Китай. Самыми популярными ГМ-культурами в мире являются соя, кукуруза, хлопчатник и рапс. По данным за 2012 год, ГМ-соей было занято 81% всех мировых посевных площадей под этой культурой, ГМ-хлопчатником - 81% всех мировых посевов хлопчатника, ГМ-кукурузой – 35% мировых посевов кукурузы, ГМ-рапсом - 30% мировых посевов рапса.
По словам Константина Скрябина, правительственное постановление № 839, наделавшее столько шума, было лишь продолжением давно намеченной политики - принципиально оно ничем не отличается от постановления правительства №120, принятого в 2001 году. Правда, тогда регистрация действовала в течение 5 лет, а теперь становится бессрочной.
18 июля 2013 года правительство утвердило
Дорожную карту развития биотехнологий и генной инженерии, которая охватывает биофармацевтику, биомедицину, промышленную биотехнологию, биоэнергетику, генную инженерию и другие сферы. Согласно этому документу к 2018 году потребление биотехнологической продукции в России должно возрасти до 300 млрд рублей (со 128 млрд рублей в 2012 году), производство – до 200 млрд рублей (с 28 млрд рублей в 2012 году), экспорт – 50 млрд рублей (с 1 млрд рублей в 2012 году).
Статьи 64-71 Дорожной карты содержат следующий план действий по законодательной регламентации генной инженерии:
- 4 квартал 2013 года – утверждение порядка государственной регистрации ГМО и производной продукции для выпуска в окружающую среду, утверждение Общероссийского классификатора генных модификаций;
- 2 квартал 2014 года – утверждение формы свидетельства госрегистрации ГМО, порядка мониторинга воздействия ГМО на человека и окружающую среду;
- 3 квартал 2014 года – начало регистрации ГМО согласно утвержденному порядку, разработка процедуры сертификации методик и оборудования;
- 1 квартал 2015 года – создание ГМО нового поколения на основе новых методов, позволяющих минимизировать риски от их использования;
- 2013-2015 гг. - разработка модели для оценки воздействия ГМО и продукции на их основе на здоровье человека и животных.
«Мой прогноз – раньше, чем через 3 года, может даже через 4, ничего на наших полях не будет!», - комментирует эксперт перспективы коммерческого использования ГМ-культур нашими аграриями.
При этом употреблять ГМО в пищу россиянам можно уже давно. По данным на январь 2014 года, для пищевого использования в РФ разрешены 9 линий ГМ-кукурузы (компаний Bayer, Monsanto и Syngenta), 6 линий ГМ-сои (компаний Monsanto, Bayer и BASF), 1 ГМ-линия риса (компании Bayer), 1 ГМ-линия сахарной свеклы (компаний Monsanto/KWS), и 2 сорта ГМ-картофеля (Центр «Биоинженерия», который возглавляет Скрябин). «Почему выращивать нельзя, а есть можно?», - недоумевает академик.
Научные исследования, отмечает он, давно доказали экологическую выгодность применения агробиотехнологий: они позволяют снизить использование пестицидов, упростить обработку почвы, улучшить качество пищи. В ближайшее время будет разрешено выращивание ГМ-сахарного тростника, а также «золотого риса» с содержанием бета-каротина. Такой рис поможет предотвратить гибель более 600 тысяч детей и слепоту более 300 тысяч детей в мире от дефицита витамина А ежегодно.
«Самая большая проблема нашей продовольственной безопасности – неиспользование новых технологий», - убежден академик Скрябин.
Анна Соколова
as@soyanews.info