Убойный закон
С 1 мая в России вступает в силу новый техрегламент, согласно которому мясо животных, забитых в домашних условиях, больше не будет допускаться в продажу, пропуск на рынок - исключительно промышленный забой.
Жители тюменских сел озадачены: скотобоен во многих районах нет вообще, а это значит, что скот придется возить за десятки, а то и за сотни километров. Мало того, что неудобно, так еще и крайне накладно.
Начальник викуловской районной станции по борьбе с болезнями животных Андрей Сафонов на вопрос о новом техрегламенте тяжело вздыхает. Установленные Таможенным союзом правила вступят в силу через два месяца, но уже сейчас очевидно, что выполнить жесткие требования в районе не смогут. На полсотни деревень здесь всего одна забойная площадка, и та построена еще при царе Горохе. Предприниматель, которому принадлежит объект, держит бойню по большей части для собственного бизнеса, так как занимается закупом скота у населения. Но взять на себя забой всех животных, что содержатся в хозяйствах и на подворьях, не сможет даже при большом желании. А это значит, что селянам придется возить скот в Ишим, до которого 120 километров, либо еще дальше - в Казанский район. Транспортные расходы составят несколько тысяч рублей. Причем еще нужно найти специальную технику: в телеге или на обычной ГАЗели быка или свинью за сотню километров не повезешь. Приличную сумму придется отдать и за забой. Какие к тому времени будут расценки, неизвестно, сейчас мясокомбинаты берут за 300-килограммового бычка порядка шести тысяч рублей, за свинью - около двух тысяч. Желающих построить скотобойню в Викуловском районе пока нет.
- Хотя в Интернете немало предложений "под ключ". С полным комплектом оборудования цех, в котором можно забивать до 40 голов крупного рогатого скота (КРС) в день, стоит около пяти миллионов рублей, - говорит Андрей Сафонов.
Но для сельских предпринимателей такие вложения, очевидно, неподъемны.
В Армизонском районе ситуация аналогичная, если не хуже. Здесь спецплощадок нет вообще. При этом большая часть населения только за счет хозяйства и выживает. В прошлом году, к примеру, селяне продали на мясо 836 голов КРС и почти 1,6 тысячи свиней.
- Ладно, у меня есть техника, для меня большой проблемы не будет увезти скот на бойню, а остальные? Видимо, крестьянина совсем хотят задавить, - сокрушается глава одного из самых крупных в районе личных подсобных хозяйств Аманжал Камзынов. - Закупочная цена на мясо и без того низкая, а если придется еще нести дополнительные затраты, люди совсем перестанут держать скот. Поголовье и так сокращается. На продажу животных держат только те, кому деваться некуда, кому детей учить надо.
Ближайшая забойная площадка в 50 километрах от Армизонского - в Бердюжском районе. Но ее мощности, судя по всему, после 1 мая не будет хватать даже для нужд собственного района. Бердюжане сами в прошлом году реализовали почти три тысячи коров и телят.
- Мы этот вопрос поднимали еще прошлым летом: техрегламент должен был вступить в силу еще с 1 сентября, но дана отсрочка до 1 мая. За это время территории должны были подготовиться, однако ничего не изменилось. В бюджете денег нет, у предпринимателей тоже. Ко мне лично подходили четыре человека, которые хотели бы заняться данным видом деятельности, но пока не могут найти средства, - говорит главный государственный ветинспектор по Армизонскому району Андрей Баланчик.
Ни в областном департаменте АПК, ни в региональном управлении ветеринарии корреспонденту "РГ" не смогли даже сказать, сколько в области действующих специализированных площадок для забоя скота, какова их общая мощность в сравнении с потребностью, в каких районах скотобоен нет вообще. Долгие годы этим вопросом в регионе просто не озадачивались. Сертифицированные площадки имели лишь мясоперерабатывающие заводы. Всерьез над этим задумались, только когда начали активно развивать в области мясное скотоводство. Несколько месяцев назад запустили два современных автоматизированных убойных цеха - в Ярковском и Нижнетавдинском районах. Небольшой цех сейчас достраивается в Тобольском районе. Но этого явно недостаточно. Тем более что далеко не все эти предприятия ориентированы на работу с крестьянами-частниками.
Как отметила начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента АПК Светлана Сухова, ситуацию поручено изучить областному управлению ветеринарии. Его руководитель Ольга Полякова, в свою очередь, пояснила, что соответствующие запросы направлены в районные управления и до 20 марта те должны предоставить полную информацию. На основании чего, видимо, власти будут решать, необходима ли финансовая поддержка со стороны области.
В районах утверждают, что без помощи субъекта не обойтись. Ведь, как поясняют специалисты, требование промышленного забоя будет распространяться абсолютно на все виды мяса: через спецплощадки придется пропускать и овец, и кроликов, и даже домашнюю птицу. Иначе на рынок продукцию не пустят.
- Если вы забили животное в домашних условиях, то съесть мясо сможете только сами. Даже если повезете больше пяти килограммов родственникам в город, могут наказать за перевозку без ветеринарно-сопроводительных документов - до 3 тысяч рублей штрафа. А если встанете с этим мясом на свой страх и риск где-то за прилавком, то накажут и за транспортировку, и за реализацию. При этом вся неклейменая продукция может быть конфискована, - предостерегает Андрей Баланчик.
Тем не менее специалисты ветеринарной службы введение нового техрегламента поддерживают.
- Сейчас, прежде чем выдать справку, ветеринар осматривает животное на подворье. Но какой от этого толк, если он потом не видит, как производится забой, в каких санитарных условиях. А все это влияет на качество мяса, его сохранность. Очень важно после забоя охладить тушу. В домашних условиях летом сделать это практически невозможно, и такое мясо очень быстро портится, - поясняет Андрей Сафонов.
Предпочтителен промышленный убой и в плане санитарно-эпидемиологической безопасности: на специализированных предприятиях все отходы утилизируются, а не растаскиваются по деревне собаками.
Однако пока все эти доводы ветеринаров остаются для селян неубедительными - в сравнении с предстоящими им самим хлопотами и затратами.