Классово чуждый экономический элемент

Фермерство так и осталось "придушенной" формой хозяйствования.

12.05.2014
Источник: http://www.ng.ru/
Судьба многих фермеров из начала 90-х доказывает неприятный факт: независимые труженики-предприниматели оказались классово чуждыми российской власти. Уважаемый собственник, хозяин земли, крепкий фермер так и не стал экономической и социальной опорой общества. Ни идеологической поддержки, ни защиты от местных силовиков новые сельские капиталисты так и не получили. Напротив – они были фактически брошены на растерзание низменным общественным инстинктам раскулачивания, которые часто поддерживает телевидение и вся машина государственной пропаганды. Жулик, хищник, частник, мироед – такой образ бизнесмена фактически культивируется в общественном сознании. Да и о позитивных примерах предпринимательства и частной инициативы можно услышать гораздо реже, чем об ужасах отечественного бизнеса. Между тем именно частная инициатива является основной движущей силой всех растущих экономик – будь то экономика США, Китая, Польши или Израиля. В нашем же общественном мнении частный бизнес находится чуть ли не на положении изгоя. Но ведь именно частная инициатива обеспечивает население большинства стран продовольствием, кровом, одеждой и базовыми услугами. И общественное уважение к такому бизнесу является важным стабилизатором как общества, так и экономики.

«В 1993 году для ведения фермерского хозяйства нам выделили 5 га пашни и 4 га покосов. Потом мы получили в собственность еще 50 га. Так начиналось наше хозяйство. Но если бы мы знали, чем все это закончится, ни в коем случае не пошли бы в фермеры», – пишут в «НГ» сельские капиталисты одного из районов Пермского края. Далее следует рассказ о произволе милиционеров, о конфликтах с соседями, которые сопровождались кражами фермерского скота, сельхозтехники, горючего и зерна. Никакой защиты от милиции, полиции и прокуратуры наши фермеры за все эти годы не получили. И подобных историй по стране – великое множество.

С таким же общественно-государственным негативом сталкиваются предприниматели и в других сферах бизнеса. Судя по опросам населения, Россия является одним из рекордсменов по негативному отношению к предпринимателям – по крайней мере по сравнению с США и странами Европы. И пример фермерства здесь особенно показателен, поскольку весь бизнес этих тружеников-капиталистов лежит на поверхности: они лишь производят мясо, зерно, молоко и другие сельхозпродукты. А в случае ликвидации фермерского хозяйства страна просто лишается части этого продовольствия.

Два года назад правительство утвердило госпрограмму развития сельского хозяйства, которая предполагает создание к 2020 году дополнительно 14 тыс. фермерских хозяйств. Господдержка фермерства как будто налицо. Однако стоит напомнить: уже после утверждения этой госпрограммы глава Минсельхоза Николай Федоров решил выяснить, сколько же в России всего существует этих фермеров. В родном регионе главы Минсельхоза – Чувашии число зарегистрированных фермерских хозяйств сократилось за последние 10 лет более чем в 20 раз. Такие данные опубликованы на официальном сайте статистического управления Чувашии. Такое резкое схлопывание фермерства частично можно объяснить укрупнением хозяйств. Но увеличение налоговой нагрузки и агрессивная среда также сыграли свою роль в ликвидации фермерских хозяйств.

В некоторых регионах страны только что отметили 25-летие фермерского движения в современной России. Этот вид бизнеса так и остался «придушенной» формой хозяйствования. Ее вклад в общее производство увеличивается очень медленно и за четверть века смог лишь преодолеть уровень в 10%. Это вчетверо меньше, чем в личных хозяйствах граждан, и в пять раз меньше, чем в традиционных сельхозорганизациях.




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews