Земля все стерпит

Замедление роста спроса на минеральные удобрения в мире и переизбыток мощностей уральских агрохимиков не смущают. Они торопятся инвестировать в модернизацию и развитие логистики, чтобы остаться конкурентоспособными.

20.05.2014
Источник: http://expert.ru/
На прошлой неделе остановили производство два крупнейших на Украине азотных предприятия — Северодонецкое объединение «Азот» и концерн «Стирол» (входят в холдинг Ostchem Дмитрия Фирташа). Официальная причина — критическая ситуация в Донецкой области и неспокойная обстановка в Луганской. Будет ли остановлено производство на двух других заводах Ostchem, пока неизвестно, но уже эта новость взбудоражила мировой рынок азотных удобрений: Украина на нем крупный игрок, ее доля в мировом экспорте — около 8% (примерно 5 млн тонн), из которых примерно 5% приходится на предприятия Дмитрия Фирташа.

Российские азотчики от такого поворота событий могут выиграть, и не только за счет «окна» для расширения экспорта: закрытие заводов способно привести к подорожанию азотных удобрений на 10 — 15%. В прошлом году цены на них, как и на калийные, сильно упали, а спрос вырос незначительно. 2013 год оказался трудным: весной все производители минеральных удобрений рассчитывали на существенный рост объемов, но по итогам года он не превысил и 3%. Производство и потребление в мире (а на экспорт идет более 70% российской продукции) находилось под давлением целого ряда факторов: избыток предложения, падение цен на сельхозпродукцию, ослабление валют и замедление экономик развивающихся стран. На внешнем рынке было не протолкнуться. Согласно оценкам International Fertilizer Industry Association (IFA), общее потребление (со стороны как сельхозпроизводителей, так и химической промышленности) выросло лишь на 2% (до 232 млн тонн в пересчете на питательное вещество), тогда как мощности по выпуску удобрений — на 5% (до 278 млн тонн). Прогноз на этот год немногим лучше.

Гиперкалиемия

По данным IFA, в 2013 году избыток предложения на калийном рынке достиг 23%. Он привел к снижению уровня загрузки мощностей в отрасли и, соответственно, к росту конкуренции и продолжившемуся падению цен в первой половине 2013 года.

Переворотом для рынка стал выход в июле 2013 года Уралкалия (Пермский край, один из крупнейших производителей в мире) из состава Белорусской калийной компании с принятием новой стратегии «объемы важнее цен». Теперь основной целью компании стало наращивание объемов производства вне зависимости от цены поставок. Это стало ударом для мировых производителей: капитализация крупнейших компаний упала на 20 млрд долларов, а цены на калий на треть — с 400 до 272 долларов за тонну. На рынке возникла неопределенность — потребители заняли выжидательную позицию, откладывая новые закупки (см. подробнее «Калийный гамбит», «Э-У» № 43 от 28.10.2013). Активность пот­ребителей сдерживали и высокие запасы. Спрос со стороны Индии, одного из крупнейших потребителей калия, был ослаблен еще и падением курса рупии. Потребление калийных удобрений снизилось в большинстве регионов, особенно в Южной Азии и Северной Америке, а продолжало расти лишь в Восточной Азии, Европе и Латинской Америке. В результате, по оценкам Уралкалия, спрос в 2013 году поднялся на 5 — 7% (до 53 — 54 млн тонн), но уже в третьем квартале-2013 средняя цена на ключевых рынках упала в сравнении с аналогичным периодом 2012 года на 28% (до 307 долларов за тонну). Цены падали до конца года, достигнув уровня 2007-го.

Мировые производители калийных удоб­рений отреагировали пересмотром планов ввода новых мощностей. Их примеру последовала и российская группа «Акрон», которая перенесла начало добычи калия на Талицком участке Верхнекамского калийного месторождения (Пермский край) с 2017 на 2021 год. Строительство здесь ГОКа на 2 млн тонн хлоркалия в год (инвестиции — 2 млрд долларов) призвано разрушить монополию Уралкалия на российском рынке.

Сам Уралкалий в результате смены стратегии смог переломить отрицательную динамику производства: плюс 10% к 2012 году (до 10 млн тонн), когда объем выпуска калийных удобрений в России был одним из самых низких за несколько последних лет. Корректировка политики продаж позволила компании вернуть утраченную долю рынка (с 17 до 23%), увеличить уровень загрузки производственных мощностей до 80% и оптимизировать денежный поток. Однако слабые результаты первого полугодия негативно повлияли на общие финансовые результаты: чистая выручка по МСФО сократилась на 20% (до 2,665 млрд долларов), чистая прибыль — на 58% (до 666 млн долларов). Но возросший с августа уровень загрузки и оптимизация затрат позволили удержать себестоимость тонны произведенной продукции на уровне 58 долларов, и рентабельность по EBITDA составила 61%.

За обвал рынка акционеры Уралкалия поплатились не только прибылью. «Калийная война» быстро получила политическую окраску, и вскоре контроль над компанией примерно за 8,5 млрд долларов перешел от структур сенатора Сулеймана Керимова к инвестиционной группе Онексим Михаила Прохорова (21,85%) и холдингу Уралхим Дмитрия Мазепина (19,99%; специализируется на азотных и сложных удобрениях и владеет в том числе заводами «Азот» и «Минеральные удобрения» в Пермском крае). Новые собственники нашли общий язык с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, но менять торговую политику не торопятся, как и восстанавливать существовавший ранее картель. Во всяком случае, официальных заявлений нет.

Переизбыток азота


Азотчиков трясло в прошлом году не меньше. Ключевое влияние на сегмент оказал массовый экспорт карбамида из Китая — одного из крупнейших производителей в мире. По оценкам компании «Акрон», в 2013 году он вырос на 85%, что привело к затовариванию рынков. Причин несколько. Во-первых, в прошлом году поднебесное правительство ослабило давление на экспортеров: в период высокого спроса ставка пошлины составила 77% вместо 110%, в период низкого — 2% вместо 7%. Во-вторых, благодаря падению цен на уголь (основное сырье для азотных удобрений в Китае) себестоимость производства карбамида у местных производителей заметно снизилась. В результате китайские поставщики ринулись на внешние рынки, вызвав резкое падение цен как на карбамид, так и на другие азотные удобрения. Рынок стабилизировался лишь в сентябре, когда цены приблизились к уровню себестоимости китайцев, при этом ряд игроков, в том числе украинских, были вынуждены остановить производство.

В результате по итогам 2013 года аммиак на базисе FOB Южный подешевел почти в два раза (до 385 — 425 долларов за тонну), карбамид — на 24% (до 312 долларов за тонну), котировки аммиачной селитры упали на 6% (в среднем до 287 долларов за тонну на базисе FOB Балтика).

Снижение цен, однако, не заставило сельхозпроизводителей увеличивать закупки. По оценкам IFA, потребление азотных удоб­рений в 2013 году выросло лишь на 1,1% (до 109,1 млн тонн в пересчете на питательное вещество).

Как пояснил генеральный директор ОХК «Уралхим» Дмитрий Коняев, рынок оказался под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов от cокращения субсидий на удобрения в Индии до снижения курсов региональных валют в ведущих импортерах минеральных удобрений странах Южной и Юго-Восточной Азии. Так, тайский бат и индийская рупия за год потеряли 10% по отношению к доллару. В традиционно важных для российского экспорта Бразилии и Турции курсы реала и лиры снизились по отношению к доллару на 15% и 19% соответственно. В результате высокая потребность в удобрениях в условиях ухудшения общей макроэкономической конъюнктуры не была подкреплена платежеспособностью основных импортеров. Аукнулась и перемена сбытовой стратегии Уралкалия — импортеры откладывали заключение новых контрактов по всем видам удобрений.

Снижение мировых цен сказалось на операционных и финансовых результатах всех основных поставщиков азотных удобрений (их производство выросло лишь на 2%). Уральские не стали исключением. По итогам 2013 года березниковский «Азот» увеличил выпуск аммиачной селитры лишь на 5% (до 1,098 млн тонн), карбамида — на 1% (499,4 тыс. тонн). Пермский завод «Минеральные удобрения» (ПМУ) и вовсе снизил выпуск аммиака на 3,4% (до 556,5 тыс. тонн), карбамида — на 4,8% (до 638,2 тыс. тонн): в минус сыграла продолжительная остановка на капитальный ремонт (завод переходит на двухгодичный цикл ремонтных работ). Правда, на ПМУ утверждают, что благодаря реализации первого этапа модернизации агрегата аммиака смогли увеличить выработку продукции в сравнении с бизнес-планом 2013 года более чем на 1%. Тем не менее по итогам года завод снизил выручку на 23,5% (до 8,669 млрд рублей), чистую прибыль — на 31% (до 3,17 млрд рублей).

Из общей картины выбивается только «дочка» одной из крупнейших нефтехимических компаний в стране «Газпром нефтехим Салават» (ГНС) башкирские «Мелеузовские минеральные удобрения». Мощности предприятия в 2013 году были загружены лишь на треть. Компания сократила объемы производства на 35,5%, существенно снизив выпуск сложных удобрений: азотно-фосфорно-калийных — на 73,5% (до 37,1 тыс. тонн), азотно-фосфорных — на 78% (до 3 тыс. тонн). Рост отмечается только по аммиачной селитре — на 9,3% (до 171,9 тыс. тонн). Причем в конце 2013 года совет директоров компании принял решение вообще прекратить выпуск сложных удобрений. Решение выглядит странно: сложные удоб­рения пользуются популярностью (за счет практичности, легкости хранения и внесения в почву). По неофициальной информации, ГНС готовит таким образом завод для нового собственника, которому интересно развивать исключительно производство аммиачной селитры (является сырьем не только для удобрений, но и для взрывчатых веществ). Акционеры ГНС должны рассмотреть вопрос о продаже 22 мая. Наиболее вероятным претендентом считается холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (Кемерово), купившая пару лет назад одного из крупнейших производителей азотных удобрений в России — кемеровский «Азот».

Много не бывает

Усиление конкуренции и неопределенные ценовые прогнозы не мешают инвесторам вкладываться в модернизацию и расширение мощностей. Так, инвестиции Уралхима в модернизацию его заводов в Пермском крае в 2013 — 2104 годах оцениваются в 5 млрд рублей. Основные проекты: модернизация агрегата аммиака на ПМУ (позволит увеличить мощности на 25 тыс. тонн в год); производств аммиака и калиевой селитры на «Азоте». Цель проектов — не только нарастить объемы производства, но и сократить потребление природного газа, основного сырья для производства азотных удобрений в России. По предварительным оценкам, только реконструкция на ПМУ должна дать экономию в 55 млн кубометров в год. Расширять мощности продолжает и Уралкалий: здесь идет активное строительство Усть-Яйвинского рудника (ввод в строй в 2020 году), который должен компенсировать снижение запасов на руднике рудоуправления Березники-2. В целом за 2012 — 2020 годы компания намерена инвестировать в развитие 5,4 млрд долларов, увеличив мощности до 19 млн тонн.

— Мы сохраняем уверенность в том, что калийный рынок обладает фундаментально сильными показателями. По мере восстановления мировой экономики потребление хлористого калия должно сбалансироваться и достичь уровня, обеспечивающего большую урожайность сельхозпроизводителям, — убежден генеральный директор Уралкалия Дмитрий Осипов.

Во всяком случае, Уралкалий планирует произвести около 12 млн тонн продукции — на 20% больше, чем в 2013 году. В январе — марте 2014 года поставки калийных удобрений на внешние рынки уже выросли в полтора раза (до 2,4 млн тонн). В компании уверяют — прежде осторожные покупатели активизировались, что поддержало спрос на спотовых рынках. Так, Китай, не заключавший контракты на второе полугодие 2013 года, подписал соглашения с основными производителями на поставки в первой половине 2014 года. В начале второго квартала годовой контракт подписала и Индия. В целом в компании ожидают, что позитивная конъюнктура рынка — долгосрочные контракты и невысокий уровень складских запасов — приведет к росту спроса на калийные удобрения в 2014 году, причем объем рынка может увеличиться до 56 — 58 млн тонн. Ожидается, что активный спрос будет наблюдаться в Бразилии и в Китае (плюс 6 — 7%). В Северной Америке также ожидается рост потребления калийных удобрений, поскольку сельхозпроизводители будут активно их вносить для восполнения баланса почв после рекордного урожая 2013 года. В Европе наблюдается положительная динамика: после небольших объемов закупок во второй половине 2013 года дистрибьюторы начали активно делать заказы для пополнения складских запасов. Лишь в Индии рост спроса в 2014 году будет по-прежнему ограничиваться слабой национальной валютой и проблемами в экономике страны.

Ожидают улучшения динамики и азотчики. Сегмент, скорее всего, вырастет в 2014 году за счет улучшения конъюнктуры внешнего рынка, а также за счет замораживания тарифов на услуги естественных монополий. Последний фактор значим для всей химической отрасли, а для производителей азотных удобрений в наибольшей степени, так как в структуре себестоимости этой продукции очень велика доля цены природного газа. Прогноз в отношении цен менее радужный. По оценкам Уралхима, усиление роли Китая будет существенно сдерживать возможности повышения цен даже сезонного характера. При этом ориентация США на замещение импорта азотных продуктов внутренним производством усилит конкуренцию в других регионах и окажет дополнительное давление на цены.

Для борьбы за конечного потребителя уральские производители удобрений уже взялись за развитие логистики. «Азот» получил разрешение на осуществление международных автомобильных грузоперевозок (раньше продукцию за рубеж завод мог отправить только силами внешних экспедиторов). «Это дает очень существенное конкурентное преимущество на рынках ближнего зарубежья. Помимо экономии, завод получил возможность оперативно и гибко отвечать на запросы потребителей, что может стать дополнительным аргументом при заключении новых контрактов», — поясняет начальник отдела отгрузки готовой продукции филиала «Азот» Надежда Попкова.

Уралкалий пошел еще дальше. Чтобы усилить позиции на рынках Юго-Восточной Азии, компания подписала соглашение с Федеральным агентством по развитию земель Малайзии о создании совместного предприятия для продажи калийных удоб­рений. Для выхода на рынки Латинской Америки калийщики купили 25% акций холдинге Equiplan Participacoes — основного собственника портового терминала Terminais Portua?rios da Ponta do Felix в Бразилии. Как пояснили в Уралкалии, актив оптимально расположен для отгрузок в быстро развивающиеся районы Бразилии, традиционно активного потребителя калийных удобрений. Мощности терминала невелики. Но возможность участвовать в его управлении — весомое конкурентное преимущество для поставок в Латинскую Америку: в прошлом году из-за дефицита портовых мощностей в Бразилии суда могли по 10 — 20 суток ожидать очереди на разгрузку.

Новые активы в логистике весьма кстати. IFA ожидает восстановление спроса на минеральные удобрения в 2014 году, но рост не будет значительным — на уровне 2%. Причем профицит мощностей сохранится: если общий спрос на азот, фосфор и калий составит 237 млн тонн (в пересчете на 100% питательного вещества), то установленные мощности достигнут 285 млн тонн.

020_expert-ural_21_1.jpg
020_expert-ural_21_3.jpg
020_expert-ural_21_2.jpg
Пыжьянова Вера




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews