Порты не терпят пустоты
Украина лишилась пяти портов, еще один — в зоне риска. Перевалка через оставшиеся растет.
Начальник администрации Мариупольского морского торгового порта Алексей Росинский умеренно оптимистичен: «Загадывать ничего не хочется, но пока все хорошо». Порт остался одним из немногих стабильно работающих объектов в Донецкой области.
Потеря Крыма лишила Украину пяти из 18 морских торговых портов. А АТО на востоке поставила под угрозу стабильность грузопотоков через порты Азовского моря.
Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта – с апреля 2014 года Администрация морских портов Украины исключила эти гавани из своей статистики. Но за І квартал данные есть: порты полуострова сократили грузопоток на 28%. Больше всего в абсолютных цифрах пострадала Керчь, она почти лишилась транзитных грузов – нефтепродуктов и угля, совокупно потеряв 680 тыс. т.
Проблемы в азовских портах могли бы возникнуть в связи с возможной утратой контроля Украины над Керчь-Еникальским морским судоходным каналом, чего, однако, не произошло. И Бердянск, и Мариуполь наращивают перевалку. Последний в мае побил собственный рекорд, переработав за месяц более 1 млн т металла. «К нам много грузов пришло из «Авлиты», около 200 000 т», – констатирует Росинский. АО «Стивидорная компания «Авлита», входящая в холдинг «Портинвест» группы СКМ Рината Ахметова, ранее обеспечивала до 90% грузопотока Севастопольского морского торгового порта.
Помимо металла и Мариуполь, и вообще порты Украины выручает зерно. В прошлом году страна собрала рекордный урожай – 63 млн т. За счет зерна порты компенсируют снижение экспорта руды, кокса, химических и строительных грузов. Николаев, порт базирования крупнейшего украинского экспортера зерна – компании «Нибулон», принял на себя 2 млн т (рост в 2,5 раза). Одесса прибавила полмиллиона тонн зерновых, это почти 40%. Тут есть и крымские грузы, признает советник начальника Одесского порта Николай Павлюк. Ранее в портах полуострова активно работали международные зернотрейдеры – Louis Dreyfus, Cargill, Alfred C. Toepfer International, напоминает директор консалтинговой компании Informall Андрей Соколов.
Помогли портам и нефтепродукты. Объем их перевалки за четыре месяца увеличился почти на 1 млн т, или на 20,4%. Возможно, в этом есть и часть из тех примерно 700 000 т, которые с начала года потеряли порты Крыма. И в Керчи, и в Феодосии переваливались наливные грузы из России, которые перегружались на более крупные суда, говорит глава аналитического агентства BlackSeaTrans Константин Ильницкий. Однако, по мнению Соколова, Керчь и Феодосия были каналами сбыта в том числе и контрабандного топлива: проходя по декларациям как транзит, на самом деле оно оставалось на территории Украины.
Наибольший прирост обработки нефтепродуктов – на 30–50% – показали также порт «Южный», Ильичевск, Николаев.
В целом за четыре месяца 13 морских торговых портов увеличили перевалку на 7,7%. Отчасти – за счет Крыма, который в мирном 2013 году обработал почти 14 млн т грузов.