Как бизнес в России обходит продуктовое эмбарго
С введением продовольственного эмбарго у российских таможенников прибавилось работы. Серый продовольственный импорт и так был серьезной проблемой, но теперь, похоже, головной боли прибавилось: ведь в ряде случаев торговцам легче пойти на обман, чем искать новых поставщиков и прокладывать новые маршруты поставок.
Самое интересное, что и обманывать в данном случае особо не приходится (по крайней мере, на начальной стадии). В рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии товары перемещаются свободно, без пограничного досмотра.
То есть ввезенный на территорию Белоруссии или Казахстана запрещенный в России товар можно беспрепятственно отправить дальше в Россию - границы открыты.
Другое дело, что на складах и в магазинах партии товаров отслеживаются государственными контролирующими органами. Один из таких органов - Россельхознадзор - уже рапортует о попытках обмана.
Как сообщил в понедельник глава ведомства Сергей Данкверт, ряд европейских стран отправлял в Белоруссию продукцию, не указывая настоящую страну происхождения.
"Пишут, например - Македония, а нами выяснено, что это Польша и Греция, потому что нет подтверждения македонского происхождения", - цитирует его слова ИТАР-ТАСС.
Овощи под "прикрытием"
Собеседники Би-би-си в сфере розничной торговли рассказывают, что есть немало способов ввезти запрещенный товар в Россию через страны Таможенного союза либо через другие страны, не ставшие объектом ответных санкций Москвы (а это Сербия, Турция, Швейцария и, например, Фарерские острова, откуда уже зафиксированы попытки незаконного ввоза).
Один из способов - поместить товар в другую упаковку, одновременно выписав ему новые сопроводительные документы. Еще один способ - отправить необходимую тару в ту страну, где товар производится, чтобы прямо там, на месте, его фасовали в "правильную" упаковку. Оба способа, конечно, незаконны.
Третий способ - использование так называемых "товаров прикрытия": это когда под видом разрешенных товаров ввозятся другие, неразрешенные; либо когда под видом товаров, облагаемых низкими ставками, ввозятся более дорогие.
В общей сложности, еще до введения Россией продовольственных "антисанкций" ежегодно в страну по серым и черным импортным схемам ввозилось продовольствия на сумму до 20 млрд долларов, говорит глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Для сравнения, легальный продовольственный импорт в страну в 2013 году составил более 43 млрд долларов (данные ФТС).
Обман себе в убыток
Сейчас, в условиях эмбарго, продолжает Злочевский, можно ожидать активизации недобросовестных поставщиков, которые попытаются обойти закон. Однако переоценивать их возможности не стоит, оговаривается глава РЗС.
"Объемы ввоза по нелегальным схемам резко нарастить невозможно. Это логистические и транспортные каналы, которые имеют определенную пропускную способность. То есть так сразу взять и увеличить такие поставки не удастся. Но, конечно, стимулы для наращивания серых поставок есть", - отмечает он.
Невысоко оценивает шансы серых импортеров и председатель комиссии по таможенным вопросам северо-западного отделения "Опоры России" Андрей Осипов.
"Если недобросовестный поставщик сделает товару фитосанитарные сертификаты и накладные, свидетельствующие о том, что он не из Испании, а из Белоруссии, то проконтролировать происхождение овощей или фруктов мы, конечно, вряд ли сможем. Но вы поймите, это дорогостоящая операция. После этого овощи могут подорожать в два раза", - говорит он.
Этот бизнес, поясняет экономист, низкорентабельный: здесь зарабатывают не на ценах, а на оборотах. Поэтому переклеивая этикетки на небольших партиях товара и продавая их затем в Россию, много не заработаешь - оборот маленький. А если переоформлять таким образом крупные партии товара, то, во-первых, придется потратить на это большие деньги, а во-вторых, увеличится шанс попасться на глаза контролирующим службам.
Техника "мягкого" досмотра
После того как Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Таможенный союз в 2010 году, таможенный контроль на границах не осуществляется (в случае с Белоруссией не осуществлялся и до того), поэтому возросла роль внутрироссийских служб, мониторящих прозрачность импорта.
Помимо Россельхознадзора и Роспотребнадзора, за импортом, уже ввезенным в Россию, присматривает сама таможня. В Федеральной таможенной службе, а также в ее региональных управлениях и отделениях созданы специальные отделы, которые официально называются отделами таможенного контроля после выпуска товаров.
Вообще - как происходит ввоз товара в Россию из стран Таможенного союза? Груз без досмотра пересекает границу. Государство узнаёт о том, сколько товара завезено на его территорию, через так называемую статистическую форму, которую импортер подает в отделение ФТС по месту своей юридической регистрации.
Если импортер немного приврал, то сотрудники отделов контроля после выпуска товаров, руководствуясь сторонними сведениями и собственным опытом, могут заявиться на склад, где хранится товар - и проверить количество, страну происхождения и прочие детали, вызывающие сомнения.
Казус Таможенного кодекса
Другими словами, техника отработана и, при добросовестности таможенников и других чиновников, способна поставить барьер серому импорту.
Во всей этой истории с продовольственным эмбарго и серым импортом есть лишь одно не столько техническое, сколько юридическое недоразумение, рассказывает Андрей Осипов из комиссии по таможенным вопросам северо-западного отделения "Опоры России".
"По Таможенному кодексу Таможенного союза, товар считается выпущенным в свободное обращение на территории стран Таможенного союза, если он законно ввезен и растаможен по всем правилам. То есть, как только товар поступил в Белоруссию, он юридически становится белорусским товаром, и ничто не мешает его перевозке в Россию", - рассуждает эксперт.
"Получается юридическая коллизия: товар ввезен на территорию Таможенного союза, но по сути, не может распространяться свободно в одной из стран союза. Тут я думаю, власти должны привести кодекс в соответствие с реальностью, но пока это не случилось еще. Поэтому пока я сейчас не вижу правовых препятствий для того, чтобы из Белоруссии привезти какой-нибудь испанский продукт", - заключает он.