С момента подписания постановления о запрете ввоза в Россию отдельных видов продуктов прошло 2,5 недели. Что изменилось...

С момента подписания постановления о запрете ввоза в Россию отдельных видов продуктов из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии прошло 2,5 недели.

26.08.2014
Источник: http://www.expertnw.ru/
За это время производители сельскохозяйственного сектора и переработчики успели увидеть перспективы для развития бизнеса, а власти – сформулировать основные направления господдержки рынка.

Подводить какие-либо итоги, даже промежуточные, от введения эмбарго еще слишком рано. После первых резких хаотичных реакций ряда импортозависимых компаний российский продовольственный рынок в целом медленно, но верно подстраивается под новую экономическую ситуацию. Кто-то пошел по пути наименьшего сопротивления и ищет аналоги сырья и компонентов в других странах. Те, кому имеющихся запасов хватит на ближайшие полтора-два месяца, заняли выжидательную позицию и рассчитывают на скорую отмену или ослабление санкций. Однако значительное число российских производителей, переработчиков и даже ретейлеров нашли поддержку среди отечественных компаний и всерьез задумались о расширении и развитии предприятий. 

Хлеб

В зависимости от доли используемого предприятиями импортного сырья для основных секторов продовольственного рынка СЗФО ситуация складывается по-разному. В частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по мнению заместителя председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Александра Варенова, представители хлебопекарной промышленности введения санкций практические не заметят. Даже несмотря на высказанную с их подачи правительством Петербурга просьбу исключить из перечня продуктов, запрещенных к ввозу, необходимые для производства пищевые и витаминные добавки, ароматизаторы и экстракты, начинки и другие ингредиенты.

«Никакой критической ситуации нет, процесс постепенно налаживается, – подтверждает генеральный директор ОАО «Каравай» Максим Большов. – По разным сортам продукции доля импортного сырья колеблется, ранее она в среднем составляла до 30%. Но выход найдется: где-то есть запасы, идет планомерная работа по замене и исключению ряда кодов из общего списка». В итоге предприятию придется замещать аналогами максимум 10% сырья. «По большому счету нам требуется только время, а основные технологические моменты ложатся на поставщиков, тех же мукомолов. Нормальная работа наладится через два-три месяца, – утверждает Большов. – Если посмотреть на вопрос глобально, то это шанс для российских производителей, но все воспользуются им по-разному. Понятно, что это дополнительный положительный момент для развития и расширения». В ОАО «Фацер», выпускающем в том числе и хлебобулочную продукцию под брендом «Хлебный дом», уточнили, что располагают достаточным запасом ингредиентов и не планируют снижать объем выпуска продукции или сокращать ассортимент. Это касается как высокорецептурного хлеба, так и кондитерских изделий. Однако работа по поиску альтернативных поставщиков в компании также активно ведется.

Молоко

Обеспечение населения молочной продукцией тоже не вызывает серьезных опасений. По словам Александра Варенова, в 2013 году на предприятиях и фермерских хозяйствах Ленинградской области было произведено порядка 560 тыс. тонн молока, в первом полугодии 2014-го наблюдается небольшой прирост. «Эта цифра близка к требуемой норме потребления – молока практически достаточно для снабжения населения региона. Но чтобы накормить еще и население города, а мы всегда рассматриваем совместное потребление, нам надо производить молока в 2,5 раза больше. Сейчас, вместе с Санкт-Петербургом – это 30-35% рынка. Мы будем наращивать здесь свое присутствие, но не очень быстрыми темпами», – поясняет Варенов. В этом сегменте присутствует и продукция компаний из других регионов, они помогут восполнить намечающийся дефицит. Но, по мнению чиновника, каких-либо серьезных изменений на этом рынке в ближайшее время не произойдет. И поставщики, и объемы поставок останутся прежними и стабильными.

«Мы производим традиционную молочную продукцию, и в запрещенных к ввозу импортных компонентах в данный момент потребности у нас нет. Ситуация в целом неплохая», – заявляет заместитель генерального директора ООО «Санкт-Петербургский молочный завод «Пискаревский» Георгий Житмарев. Фруктово-ягодные наполнители, используемые на предприятии в небольших количествах при производстве йогуртов и попавшие под запретительные меры, пока в запасе есть. «Замена компонентов – это не так просто решаемый вопрос. Во-первых, есть уже изготовленная упаковка, на которой напечатан прежний состав. Во-вторых, есть отработанный технологический процесс, и заменить в нем один компонент на другой достаточно сложно. Мне кажется, что через три месяца мы договоримся с Европой, и все вернется обратно – зачем метаться?» – рассуждает Георгий Житмарев. Но если санкции надолго, и компания останется без наполнителей, то некоторое время здесь планируют выпускать йогурт с натуральным вкусом без добавок, который, впрочем, более полезен. И только потом искать российских поставщиков и менять рецептуру. «Мы все очень долго рассуждали, что российским производителям надо создать особые условия, с преференциями. Но всегда слышали в ответ, что у нас либеральная экономика, демократия на рынке. А ведь весь мир защищает своего производителя. В той же соседней Финляндии в магазинах не представлена молочная продукция, изготовленная в Южной Европе, только в Северной. Конечно, надо защищать наши компании, надо, чтобы российское сельское хозяйство развивалось. Поэтому мы приветствуем то, что сейчас происходит», – отметил Житмарев.

По его мнению, заводы, специализирующиеся на производстве молочной и кисломолочной продукции, сегодня нуждаются в серьезной господдержке, как это было до 2012 года, когда Министерство сельского хозяйства перенаправило средства в пользу производителей сыров и масла. Это в 2013 году привело к дефициту сырья и, как следствие, серьезному росту цен и на сырое молоко, и на готовую продукцию. Но если сыры можно привести из-за границы, то скоропортящуюся цельномолочную и кисломолочную продукцию необходимо производить именно в России. А значит, надо сделать равноценной поддержку и молочных заводов, и сыродельных, и перерабатывающих.

Мясо

По оценкам экспертов, в мясоперерабатывающей отрасли ситуация гораздо сложнее. Сектор был и остается очень импортозависимым. Так, до начала августа 40-45% сырья поставлялось в Санкт-Петербург и Ленинградскую область из-за рубежа. Сейчас производители совместно с властями решают вопрос о сотрудничестве со странами, которых запрет не коснулся, например с Бразилией. Налаживание поставок займет около месяца, а пока снабжение предприятий сырьем будет осуществляться за счет запасов и грузов, уже отправленных в Россию до введения санкций. Увеличение производства мяса в Ленинградской области идет планомерно, полагает Александр Варенов. За шесть месяцев 2014 года прирост составил около 10%. «Всего за 2014 год, включая мясо птицы, в Ленинградской области произведено более 320 тыс. тонн мяса. Это в полтора раза больше, чем необходимо жителям региона и соответствует примерно 40-45 процентной потребности города и области вместе взятых, – оценивает Варенов. – Мы в ближайшее время просто вынуждены будем развивать свиноводческий комплекс. Сегодня суммарное поголовье на крупных предприятиях составляет порядка 180 тыс. свиней, не считая фермерских хозяйств. Мы планируем довести эту цифру до 300-400 тыс. Но это вопрос не одного дня и даже не одного года – реализация таких проектов занимает два-три года. И нарастить производство быстро просто невозможно». Таким образом, сейчас главный вопрос для мясопереработчиков – импортозамещение мяса из ЕС и США поставками из других стран. Но в перспективе нескольких лет – это серьезные возможности для роста отечественной отрасли.

Рыба

В рыбохозяйственном комплексе ситуация складывается еще сложнее. Так, сегодня на территории Ленинградской области ежегодно производится около 7 тыс. тонн форели – это примерно 1% от всей рыбы, потребляемой на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти. В потребительской корзине двух субъектов до 50% занимает океаническая и морская рыба, а 40% – рыба внутренних водоемов, выращиваемая на территории Ленинградской области или поставляемая из соседних регионов, в частности, из Республики Карелия и Мурманской области.

«В целом, нам надо наращивать объемы производства по всему рыбохозяйственному комплексу. И хотя за последние годы мы их и так увеличили практически вдвое, этого все равно недостаточно. Необходимо поддерживать и перерабатывающие предприятия для модернизации оборудования, и рыбаков для модернизации флота, – объясняет Александр Варенов. – Сейчас мы прорабатываем возможность поддержки береговой рыбопереработки. На поддерживающие мероприятия из бюджета области уже выделено 10 млн рублей. А на 2015 год мы планируем поддержку рыбопереработки в целом».

«Мы и добывающая, и перерабатывающая компания одновременно. И как переработчики будем испытывать некоторые трудности из-за нехватки сырья, например из-за запрета на канадскую креветку. Наверное, будем переходить на какой-то местный продукт, но на это потребуется время. Поэтому для переработчиков нет однозначного ответа: санкции как открывают, так и закрывают какие-то возможности, – рассуждает совладелец Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Дмитрий Озерский. – Как добывающую компанию, эмбарго на ввоз нас практически не касается, но лишь до тех пор, пока Евросоюз не введет ответные зеркальные меры. Так как большая часть нашей продукции идет именно на экспорт. Все зависит от дальнейшего развития ситуации».

Видимая рука помощи

В сложившейся ситуации на рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области готовы прийти компании из соседних регионов. Так, Республика Карелия сейчас обеспечивает себя молочной продукцией на 42%, мясной – на 18%, рыбой – на 100%. По мнению главы региона Александра Худилайнена, республике необходимо активнее использовать собственный потенциал, возможности, которые дает участие в федеральных целевых программах. В ближайшее время в Карелии планируется реализовать ряд инвестиционных проектов в области молочного животноводства и птицеводства. Выполнение намеченных планов позволит увеличить объемы производства молока на 15%, мяса – в 2,5 раза, выращенной рыбы – на 50%.

Господдержка и банки

Российские сельхозкомпании ждут проявления со стороны властей такой же силы воли при оказании реальной господдержки, как и при принятии решения о введении «антисанкций». Среди возможных мер бизнесмены называют снижение тарифов на энергоресурсы или хотя бы частичную компенсацию этих затрат, упрощенного попадания российской продукции на полки сетевых магазинов и контроль за перекупщиками, приоритет замены импорта из ЕС и США именно отечественным продовольствием, а не бразильским, аргентинским или белорусским.

Свои предложения по механизмам поддержки импортозамещающих производств в промышленности и сельском хозяйстве уже сформулировали главы ряда регионов. Так, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в письме к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву предложил возмещать промышленным предприятиям из федерального бюджета затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инженерную подготовку строительных площадок, подключение к коммуникациям, повышение квалификации, переподготовку и стажировку кадров в сфере импортозамещающего производства. Кроме того, предложено упростить процедуры согласования на подведение инженерных коммуникаций к земельным участкам, где планируется размещать импортозамещающее производство, субсидировать тарифы на технологическое присоединение. По мнению главы региона, также следует внести изменения в действующее законодательство РФ в части возможности выкупа по ставке не более 12% от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в госсобственности, на которых построены производственные объекты. И изменить законодательство о госзакупках, установив приоритет продукции для государственных и муниципальных нужд у российских организаций, осуществляющих производство импортозамещающей продукции (что уже делается. – «Эксперт С-З»).

Но самыми острыми темами для российского бизнеса, в том числе и сельскохозяйственного, традиционно остается банковское кредитование. Представители банковского сектора уже выразили готовность разработать дополнительные программы именно для компаний сельскохозяйственного сектора. Так, сегодня кредитный портфель Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» для сельскохозяйственных предприятий региона составляет боле 50 млрд рублей – примерно 10% от общего объема кредитов. «С такими объемами мы вполне можем считаться одним из банков, ориентированных на сельское хозяйство», – утверждает председатель Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Дмитрий Курдюков. – По итогам первых двух кварталов 2014 года мы видим высокую активность сельхозтоваропроизводителей на рынке кредитов. И можем отметить, что наши клиенты позитивно смотрят на свои перспективы в текущей ситуации. Именно сейчас для них сложились уникальные возможности, когда можно улучшить свои позиции и выйти на новые рынки. Не исключаю, что во втором полугодии у Сбербанка могут появиться нишевые предложения для российских сельхозпредприятий».

Что касается финансовой поддержки, то, по мнению Александра Дрозденко, государству следует снизить нормативы резервирования при предоставлении кредитов банками с государственным участием, упростить процедуры предоставления государственных гарантий по кредитам, привлекаемым российским бизнесом для создания импортозамещающих производств. И субсидировать производственным предприятиям отрасли за счет средств федерального бюджета процентные ставки по кредитам, полученным на приобретение высокотехнологичного оборудования, модернизацию производства, освоение импортозамещающих технологий и способов производства и часть лизинговых платежей по договорам лизинга высокотехнологичного оборудования для организации импортозамещающих производств. Адля поддержки сельскохозяйственных предприятий – субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов в сфере развития агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства, краткосрочных кредитах в сфере развития животноводства, а также на поддержку сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства на проведение комплекса агротехнологических работ.

В целом, на 2014 год правительство Ленинградской области запланировало поддержку сельского хозяйства в размере более 6,1 млрд рублей с учетом программы устойчивого развития сельских территорий. Из регионального бюджета поступит около 4,2 млрд рублей. «Сегодня мы входим в пятерку регионов РФ, которые максимальное количество средств затрачивают на поддержку сельского хозяйства, наряду с Белгородской и Воронежской областями. Не буду говорить, что мы воспользуемся сложившейся ситуацией, чтобы продвигать наших производителей. Поверьте, мы не радуемся чьим-то успехам и неудачам, а говорим о том, что есть стабильное развитие, есть, над чем работать», – заключает Александр Варенов.



Ситуация под контролем

Врио губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко 

Сегодня ситуация на продовольственном рынке города стабильная, основные игроки понимают свои задачи, и уровень цен на основные продукты контролируется. Надо продолжать работать в онлайн-режиме, отслеживать ситуацию и тех, кто повышает цены, надо ставить на место. Здесь я надеюсь на участие правоохранительных органов, прокуратуры, в первую очередь, в плане профилактических мероприятий и реакцию антимонопольных структур.

Я связывался по телефону с коллегами из близлежащих регионов и, естественно, с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, с губернаторами центральных регионов Российской Федерации. Все готовы помочь с поставками продовольствия. Качественного российского продовольствия, которого в принципе там достаточно. Главное, чтобы была слаженная совместная работа, направленная именно на решение возникающих проблем. И ни в коем случае не попытки нажиться на сложившейся ситуации. Тем более что предпосылок к какому-то ажиотажному спросу на что-либо просто нет и быть не может.

Марина Скляренко




Информационное агенство SoyaNews SoyaNews