Сегодня мы их либо не сильно осознаем, либо недостаточно разрабатываем, сетует он. «Китай является огромным импортером сои и рапса, - приводит рассуждения аналитика SoyaNews. - Понятно, что это сложные культуры, что их сложно выращивать, что логистика не до конца ясна. Но потенциал как минимум 10 млн т. С точки зрения сельского хозяйства это огромные деньги».
Соседний Евросоюз, будучи экспортером свинины, также может стать активным потребителем российского шрота и масличных. «До 30 млн т мы можем при желании в две страны отгрузить, скажем так, не особенно напрягаясь, - суммирует Кривошапко озвученные потенциалы. - Это займет каких-то 4-5 лет, если этим заниматься, но потенциал годовой прибыли - просто фантастический. Это, по сути, лежит у нас под ногами».
Главными преимуществами России на глобальном агрорынке глава инвестфонда называет сравнительно низкие цены на газ, азотные удобрения и горюче-смазочные материалы. С другой стороны, наращиванию экспортных возможностей препятствует низкая культура отечественного земледелия, снижающая нашу урожайность, а также неэффективная работа инфраструктурных монополий – ОАО «РЖД» и перевалочных мощностей в портах.
К слову, гендиректор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко на текущий момент оценивает российский урожай сои в размере 2,63 млн т, рапса - в размере 1,39 млн т. Сегодня эти культуры дают стабильно высокую маржу, поэтому посевные площади под ними в стране стремительно растут.
Тем временем в расчете на экспорт в Китай свое производство масличных активно наращивает союзный Казахстан, рассказывает директор российского представительства НК «Продкорпорация» Олжаз Жанузаков. Дополнительный стимул к диверсификации посевов казахам дает государство, увеличившее субсидии на производство масличных. По данным Минсельхоза РК, площадь под этими культурами в 2013 году составила более 2 млн га, почти удвоившись по сравнению с 2008 годом. В России же посевные площади только под одной соей,
по расчетам Петриченко, к настоящему времени увеличились до 1,94 млн га.