Ведомства запутались в мониторинге цен
Чиновники ищут причину инфляции в курах, рыбе и сыре.
После объявления продовольственного эмбарго чиновники бросились следить за ценниками. Мониторингом заняты шесть госструктур: Минпромторг, Минсельхоз, Росстат, ФАС, специальная правительственная комиссия и Общественная палата. Такие же пирамиды контролеров выстроены и на региональном уровне. При этом ведомства подают в правительство взаимоисключающие рапорты: у одних в лидерах подорожания оказались куры, тогда как у других – рыба и сыр.
Ежедневный мониторинг, согласно постановлению правительства от 7 августа, ведут Минпромторг и Минсельхоз. Список продуктов, за которыми идет наблюдение, по сообщению Минпромторга содержит 40 наименований: 13 социально значимых продовольственных товаров и 27 продуктов, импорт которых временно ограничен.
Информация об изменениях цен регулярно поступает из регионов. Координирует работу субъектов и федеральных ведомств правительственная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева открыла горячую линию и принимает сообщения и жалобы граждан. Аналогичную горячую линию открыла и Общественная палата. Продолжает публиковать регулярные обзоры потребительских цен и Росстат.
Между тем данные разных мониторингов зачастую не совпадают, а иногда и прямо противоречат друг другу. Эксперты этим не удивлены – отследить колебания цен при всем разнообразии товаров, брендов и магазинов практически невозможно и под силу лишь профессионалам, говорят они (см. «НГ» от 05.09.14).
В конце прошлой недели ФАС начала внеплановую проверку крупнейших отечественных производителей мяса птицы, так как россияне чаще всего отмечали подорожание именно этой продукции, причем география таких жалоб охватила все регионы страны. По данным ФАС, мясо птицы в РФ за две недели, по сообщениям граждан, подорожало на 23%, свинина – на 30%, мясо крупного рогатого скота – на 40%.
В то же время, согласно мониторингу одного из ведомств экономического блока, на которое ссылается Интерфакс, цены на курицу выросли только на 3,9%, с 11 августа по 5 сентября говядина стала дороже на 3,2%, свинина – на 3,1%. А лидерами подорожания оказались рыба и сыр. Точнее – рыбное филе, которое с 11 августа по 5 сентября стало дороже на 15,5%.
За это же время цены на сыры поднялись на 14,6% – это данные по Московской области. Сырое молоко сильнее всего подорожало в Архангельской области – на 13,7%, цельное пастеризованное молоко в Курской области – на 6,9%. Лидером по росту цен на сливочное масло стала Архангельская область – плюс 18,8%.
Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков пояснил вчера «НГ», что цены на рыбу действительно выросли, однако это касается лишь узкого сегмента продукции. «На прилавках магазинов действительно подорожала охлажденная рыба. 75% лосося, форели мы импортировали из Норвегии, и сейчас восполнить этот поток неоткуда. Наши производители не могут полностью его заменить, а другие экспортеры, например, Фарерские острова, подняли цены на свою продукцию. Но по остальным видам рыбы мы роста цен значительного не видим. Там, где есть доступ к сырью и конкуренция, цены не растут», – отметил он. По словам Гудкова, то, что ФАС в первую очередь взялась за производителей кур, выглядит логично. «Их проверяют потому, что там действительно во всех регионах растут цены, это проблема общероссийская, и все усилия направлены туда. А в рыбе цены растут только на охлажденную лососевую или в отдельных субъектах, так что это локальные проблемы», – пояснил эксперт.
Впрочем, по словам Гудкова, оценивать общую ситуацию пока рано. «У подавляющего числа участников рыбопереработки есть в ассртименте семга и форель. У кого-то они занимают 50%, у кого-то – 70%, у кого-то – 10%. Не все смогут их быстро заменить, и возможно, некоторые производители будут пытаться это компенсировать за счет повышения цен на другие виды рыб. Ситуация прояснится через пару месяцев, к концу октября, и тогда станет более или менее понятно, будет ли рост цен на рыбу значительно выше инфляции или примерно вровень с ней», – полагает Гудков.