«Берем, не глядя». Какие профессии в России — самые востребованные
Айтишник, юрист, персональный водитель и другие счастливчики.
Россия перекрыла границы многим товарам западного производства. Их придется либо закупать в иных регионах, либо производить самостоятельно. Обещает вырасти количество новых рабочих мест, например, в аграрном секторе. Тем не менее, как выяснил «МК», в настоящее время профессия персонального водителя гораздо популярнее и престижнее, нежели профессия агронома.
Если верить статистике Министерства труда, количество безработных в России снижается не по дням, а по часам. Если в июне их число превышало 900 тыс. человек, то к концу июля снизилось до 875 тыс. Правда, ведомство базируется на официальной информации и считает только тех, кто зарегистрирован в службах занятости. То есть только тех, кто рассчитывает на социальные гарантии, регистрируется на биржах труда и может требовать от государства пособие по безработице.
Причем работу найти можно везде. По словам министра труда и соцзащиты Максима Топилина, за отчетный период активность рабочего потенциала выросла в 76 регионах России (всего в нашей стране 85 субъектов). Больше всего новых рабочих мест стало на Ямале, в Тыве и в Магаданской области.
Еще в начале прошлого года число безработных превышало в нашей стране 1,5 млн. Результат налицо. Есть свидетельства, что активное население превращается не просто в трудовое население, а становится рабочим классом, способным избавить страну как от излишних расходов на дотационные субсидии, так и заменить мигрантов собственными ресурсами.
Санкции, наложенные нашей страной на импорт продовольствия из Евросоюза и США, по замыслу их авторов, должны стимулировать собственное народное хозяйство и увеличить количество рабочих мест в аграрном секторе. Правительство уже пообещало сельскому хозяйству 50 млрд рублей.
Сумма не маленькая. Вместе с этим эксперты не уверены, что даже эти средства позволят России решить проблему трудового дефицита. Сокращение безработицы отражает не рост рабочих мест, а перевод части работников на белую зарплату и официальное зачисление их в штат. Да и без миграционных интервенций Россия не обойдется — привлекать представителей, например, Средней Азии гораздо дешевле, нежели использовать национальную рабочую силу.
Доверяй, но проверяй
Минимальная зарплата в России является одной из самых низких среди всех крупных экономик мира. Такие результаты содержатся в исследовании, проведенном консалтинговой группой ConvergEx (см. справку «МК»). Более того, соотношение между минимальной и средней зарплатой в нашей стране является одним из самых низких в мире. Средняя месячная начисленная зарплата у нас составляет сейчас около 30 тысяч рублей, или чуть больше $900.
Для сравнения: во Франции, где «минималка» в 12 раз больше российской, средняя зарплата ($2300) превышает показатель России лишь в 2,5 раза. Соотношение между средними зарплатами в Австралии и России составляет около 3:1, а минимальными — более 17:1.
Именно поэтому многие не держатся ни за свою работу, ни за свои оклады. Две трети россиян поменяли работу в период с 2008 по 2010 год, говорится в исследовании Высшей школы экономики. Жители России трудоустраиваются на новом месте чаще, чем европейцы, но на экономику это не оказывает положительного эффекта. Подолгу остаются на одном рабочем месте только те, чей трудовой стаж составляет 15 и более лет. При этом женщинам менее свойственно регулярно менять работу, чем мужчинам.
Решение о смене работы также подстегивается недобросовестными поступками со стороны работодателя. Многие работники попадали в ситуации, когда оклад оказывался ниже обещанного либо положенную сумму выплачивали с задержками.
Кончилось время соцсоревнований
Впрочем, и сами российские работники не без греха. Низкая производительность труда — главная экономическая беда нашей страны. Россияне работают меньше, чем граждане развитых стран мира, но потребляют больше, чем производят. Разница покрывается за счет нефтяного экспорта. «Если цены на нефть упадут, это неизбежно вызовет снижение курса рубля, разгонит инфляцию и приведет к сокращению потребления, а с ним и уровня жизни», — предупреждает бывший министр экономического развития Андрей Белоусов. Выход он видит в повышении производительности труда.
Подушевой ВВП при его расчете по покупательной способности в России сейчас составляет $21–22 тыс. в год. Это равняется примерно двум третям от уровня развитых стран, в которых ВВП на душу населения составляет $30–35 тыс. Но производительность труда в России от развитых стран составляет от одной трети до половины. Этот разрыв означает, что мы живем не по эффективности, не по производительности труда.
Разница между потреблением и эффективностью производства в основном покрывается за счет высоких цен на углеводородный экспорт. Сокращение притока нефтедолларов в первую очередь ударит не по бюджету, а по потреблению: рубль упадет, цены вырастут, особенно на импорт, хотя его количество в связи c санкциями будет неизменно снижаться.
«Стратегически развилка такая: либо в течение ближайших 5–7 лет существенно повышаем производительность труда, либо мы вынуждены будем потребление срезать рано или поздно через такой принудительный механизм, как обесценение рубля и скачок инфляции», — отмечает Белоусов.
По размеру произведенного продукта в сельском хозяйстве в расчете на одного занятого ($18 тыс. в год) Россия в пять с лишним раз уступает США и Словакии, вдвое — Германии и Дании, на треть — Белоруссии. Мы опережаем только Турцию и Латвию.
Отставание России в торговом секторе ($37 тыс. на одного работника) менее ощутимо: в 2–2,5 раза от лидеров — Бразилии, Бельгии и США. Правда, здесь мы превосходим Венгрию и Южную Корею.
В промышленности каждый занятый в России производит за год добавленного продукта на $50 тыс. Это втрое меньше, чем в США, но они по данному показателю не лидеры: уступают сырьевым экономикам Норвегии и Азербайджану, а также высокотехнологичной индустрии Ирландии и Бразилии. Кроме того, российские данные по промышленности тоже учитывают весомый вклад нефтегазодобывающего комплекса. Доля наукоемкого добавленного продукта в России минимальна.
В строительстве на каждого занятого работника (надо понимать, что здесь считаются не только россияне, но и мигранты) выдается добавленной стоимости на $30 тыс. в год. Это вдвое меньше, чем на стройках США, которые, в свою очередь, существенно отстают от передовиков производства из Ирландии, Испании и Нидерландов. На треть лучше российских показатели занятых в строительстве работников Греции, Польши, Турции и Чили.
В 3–3,5 раза менее производительным, чем во Франции, Бельгии, США и Нидерландах, оказался российский финансовый сектор ($62 тыс. в год). Британскому мы уступаем в 2,5 раза, Японии — на треть. По этому показателю наших финансистов опережают их коллеги из Турции, Венгрии, Болгарии, Латвии, Эстонии, и даже Казахстан немного впереди.
В сфере транспорта и связи Россия ($31 тыс.) уступает не только большинству восточноевропейских стран, но и многим развивающимся. Например, в четыре раза — Турции (один из лидеров по данному показателю в мире), более чем вдвое — Мексике и даже Таджикистану.
Но хуже всего обстоит дело в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг ($13 тыс.). Россия в семь с лишним раз уступает Японии, почти в шесть раз США и Южной Корее, более чем в три раза Мексике, в 2,5 раза — Турции. Меньше, чем у нас, выработка в этом секторе только в большинстве государств СНГ, Индонезии да Египте.
Накрутить оклад за «баранкой»
Рынок труда постоянно диктует свои правила. Особенно в условиях торговой войны с Западом. Какие-то направления становятся более популярными и востребованными, а значит, обладают высокой заработной платой, но самые востребованные профессии могут быть не связаны с оплатой. Определенные вакансии уходят на второй план из-за перенасыщения рынка соответствующими специалистами. По оценкам опрошенных «МК» экспертов, рейтинг профессий 2014 года выглядит следующим образом.
На десятом месте среди самых востребованных профессий находится менеджер по персоналу, или попросту кадровик. Эта актуальная вакансия есть на каждом предприятии. Получает такой специалист в среднем 35 тыс. рублей.
Почетную девятую позицию занимают повара. Тем более что количество кафе и ресторанов растет с каждым днем. Актуальна профессия суши-повара. Руководитель процесса приготовления блюд может получать до 35 тыс. рублей. Помощникам повара платят, конечно, меньше.
Оклад инженера на производственных предприятиях достигает 60 тыс. рублей. Эта профессия расположена на 8-м месте по престижности и востребованности.
Особую популярность приобрела профессия менеджера по закупкам. Здесь требуются специалисты в основном с опытом и базой «клиентов-партнеров». Их зарплата варьируется от 30 тыс. до 55 тыс. рублей.
Также востребованы врачи, особенно для частных поликлиник. Наибольшим спросом пользуются стоматологи. Такие специалисты при частной практике могут зарабатывать более 80 тыс. рублей.
На протяжении нескольких лет неизменной популярностью пользуется профессия аудитора. Она перспективна и хорошо оплачиваема. Скорее всего, через несколько лет она так и останется востребованной. Зарплата такого специалиста будет только расти. Сегодня это порядка 55 тыс. рублей в месяц.
В век компьютерных технологий все чаще на работу приглашают веб-программистов. Они зарабатывают от 45 тыс. рублей (в регионах — 20 тыс. рублей для начинающих). «Благодаря тому, что интернет-сфера развивается быстрыми темпами, возможно, скоро эта профессия поднимется на вершину рейтинга», — отмечают эксперты.
Тройку самых востребованных профессий замыкает личный водитель. Такого профессионала нужно поискать. Опытный водитель может получать до 60 тыс. рублей.
Второй по популярности профессией является юрист. Большую роль при оплате труда такому специалисту имеет опыт. Именно поэтому зарплата юриста составляет от 30 тыс. до 100 тыс. рублей (без учета премиальных за выигранные дела в суде).
Наконец, на первом месте в рейтинге профессий 2014 года находится IT-специалист. Они занимаются базами данных, систематизацией всей информации на предприятиях. Все это необходимо для того, чтобы применять полезную информацию в бизнесе очень быстро, по первому требованию. Этот специалист следит и за возможной утечкой информации и разрабатывает все системы безопасности информационных систем. На IT-специалисте лежит огромная ответственность, а значит, и труд его ценится высоко (от 60 тыс. рублей в месяц).
Квалифицированные рабочие (сварщики, токари, электромонтажники и так далее) также могут рассчитывать на хорошую зарплату в 50 тыс. рублей, так как практически все производственные отрасли испытывают кадровый дефицит в таком персонале.
Впрочем, если в целом оценивать рынок труда в нашей стране, то выводы не внушают оптимизма. По словам главы ФМС Константина Ромодановского, число въезжающих в Россию мигрантов за 4 года выросло почти на 40%. «Есть спрос на иностранную рабочую силу, эти люди востребованы. Это вызов, с одной стороны, с другой — едут не совсем те, кого мы ожидаем», — отмечает глава миграционного ведомства.
Очевидно, что основной поток мигрантов нацелен на рынок низкооплачиваемого труда, где россияне отказываются работать. Но где же тогда работать гражданам России?
Как заявил в конце прошлого года Дмитрий Медведев, производительность труда в нашей стране способна вырасти на 50% за 5 лет. В свою очередь, количество высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году может увеличиться на 25 млн. На какие прогнозы опирается премьер в этом случае, не совсем ясно. По подсчетам Минэкономразвития, создание одного современного рабочего места предполагает инвестиции как минимум в $100 тыс. Исходя из этого, реализация заявленной программы потребует не менее $2,5 трлн. Стоит отметить, что доходы бюджета от нефти и газа составляют примерно $220–230 млрд в год. Судя по всему, комментарии излишни.
Справка «МК»:
Средняя почасовая зарплата в мире:
Страна Зарплата в час
Австралия $ 16,88
Франция $12,09
Новая Зеландия $11,18
Япония $8,17
США $7,25
Гонконг $3,87
Бразилия $1,98
Россия $0,97
Китай $0,8
Индия $0,28
Николай Макеев